У нас в России очень любят немецкие автомобили и хорошо знают их конструкторов, среди которых Фердинанд Порше занимает особое место. Сегодня день его памяти.
Фердинанд Порше (3 сентября 1875 - 30 января 1951) - Немецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники. Основатель компании Porsche. Также известен как создатель самого популярного автомобиля в истории - Volkswagen Käfer (с нем. - "Жук"), выпускавшегося с 1946 по 2003 год.
Немецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники - Фердинанд Порше является основателем компании "Porsche". Но прежде всего он знаменит как создатель самого популярного автомобиля в истории данной отрасли, вошедшего в историю под именем "Volkswagen Käfer", или "Жук". Говорят, если бы Порше создал только "Жука", он всё равно стал бы известен как гений машиностроения…
Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в небольшом городке Мафферсдорф (Австро-Венгрия). У отца Фердинанда была маленькая ремонтная мастерская, где юноша и начал работать с 15 лет. Параллельно он учился в техническом училище, для чего по вечерам отправлялся в соседний город.
Фердинанд Порше рано проявил себя как самостоятельный конструктор, уже в 25 лет создав свой первый автомобиль - Lohner-Porsche. В 1900 году этот экипаж получил Гран-при Парижской всемирной выставки.
К Порше пришли деньги и слава. В 1906 году он становится главным конструктором и техдиректором Венской автомобильной фирмы Austro-Daimler. В Первую мировую войну разрабатывает машины, моторы для самолётов и дирижаблей. За свою деятельность от был награждён орденом Кайзера.
Автомобиль Lohner-Porsche, 1900 год
Порше, благодаря силе своей технической смысли, стал почётным профессором Венского технического университета - хотя высшего образования так и не получил.
В 1920-х годах Фердинанд Порше работал на должности главного инженера штутгартской компании Daimler AG, разрабатывая гоночный автомобиль. Под началом Порше были созданы знаменитые "Мерседесы" S и SS.
И вот, наконец, мечта Фердинанда Порше сбылась - в 1931 году в Штутгарте открывается конструкторское бюро Porsche. Бюро начало разработку разнообразных двигателей для автомобилей, мотоциклов, а вскоре на свет появляется прообраз знаменитого "Жука".
Если бы Порше создал только "Жука", он всё равно стал бы известен как гений машиностроения…
Вторая мировая война изменила жизнь Порше. Его бюро создавало технику для гитлеровской армии, поэтому после войны на бюро обрушились гонения, аресты - как лично на Порше, так и на капитал компании. Архив погиб во время авиационного налёта, многое пришлось начинать сначала.
Всё это подорвало здоровье конструктора и, хотя производство было восстановлено, 30 января 1951 года Фердинанд Порше скончался от инсульта в Штутгарте (Германия).
* * *
Знаете ли вы, что:
Компания Porsche начинала с разработки двигателей и консалтинговых услуг.
Porsche начал производить автомобили только через десять лет после своего основания.
Первый электромобиль Porsche. Первый в мире электромобиль был разработан Фердинандом Порше в 1898 году, и получил название Р1 или Egger-Lohner С.2 Phaeton.
Концерну Porsche принадлежит Volkswagen. Также ему принадлежат Bentley, Bugatti, Lamborghini, Audi и Ducati.
Porsche выпустил 19 версий одного автомобиля. Речь идет о Porsche 911, который был впервые представлен на Франкфуртском автосалоне в 1963 году.
Porsche разрабатывал танки во времена Второй мировой войны. Самый популярный танк от Porsche назывался Tiger P или полностью - Panzerkampfwagen VI Tiger (P), а впоследствии его шасси было использовано для изготовления тяжелой самоходно-артиллерийской установки Ferdinand.
Во время Первой мировой войны профессор Фердинанд Порше разрабатывал, тяжелые транспортные средства и бортовые прицепы с колесами, работающими на отдельных двигателях. Мощность этих двигателей в передних колесах составляла 1,8 кВт при 120 оборотах в минуту.
Профессор Фердинанд Порше был водителем эрцгерцога и наследника престола Австро-Венгрии Франца Фердинанда в 1902 году. Ездил принц на Lohner-Porsche.
Автомобили Porsche могут быть окрашены в любой цвет по желанию покупателя. Большинство покупателей по-прежнему предпочитают красный, черный и белый цвета.
Porsche не выпускала внедорожники до 2003 года. Первым внедорожником, созданным компанией, стал Porsche Cayenne. Благодаря сочетанию роскошного дизайна и всемирного признания бренда, он был фактически обречен на успех.
Бренд Porsche входит в список 10 немецких автомобилей, которые можно приобретать "навсегда".
* * *
Печальное и смешное часто ходят рядом. Так и с именем Фердинанда Порше:
История одного автомобиля ....
Придя к власти в Германии в 1933 году, Адольф Гитлер объявил приз в 500 тыс. рейхсмарок (около 100 тыс. долларов по курсу 30-х годов) за разработку нового автомобиля, призванного не только разделить вместе с Mercedes-Benz победы на автогонках, но и "повысить международное положение Германии".
На призыв фюрера откликнулся сам Фердинанд Порше. Так появился Auto Union, правда, сначала это была модель С-Type. Она и стала прототипом более усовершенствованного D-Type, оснащенного двигателем V12, 550 л.с. которого разгоняли болид до невероятных по тем временам 300 км/час
Автомобиль полностью оправдал ожидания Гитлера - в 1939 году именно на этом автомобиле, который выставляется на аукцион, немецкий гонщик Х.П. Мюллер одержал победу в Гран-при Франции, а Тацио Нуволари в том же году выиграл Гран-при в Белграде. К слову, эта гонка стала последним автосоревнованием Европы перед Второй мировой войной
В конце войны разработчики Auto Union спрятали выпущенные болиды и все имущество гоночной команды в заброшенной шахте, чтобы их не разрушили и они не достались в качестве трофея советским солдатам. Долгое время считалось, что Auto Union D-Type утерян безвозвратно.
После распада Советского Союза один болид Auto Union вдруг обнаружился в Риге, но, как потом выяснилось, это была модель С-D-Type. Позже появилась информация, что D-Type всплыл в Праге, но эксперты снова разочаровали поклонников - нашлась демонстрационная модель.
Оригинальный же Auto Union D-Type в 1976 году неожиданно обнаружился в цехах московского завода имени Лихачева. Нашли его в разобранном виде среди деталей, направляемых на утилизацию.
По данным Bloomberg, машина была спасена латвийскими энтузиастами и восстановлена в Англии автомобильными экспертами Crosthwaite & Gardiner в 1994 году по чертежам, предоставленным бывшими сотрудниками Auto Union.
Всего было восстановлено два болида Auto Union D-Type, один из которых с номером 21 (именно он и выставляется на аукцион), на котором и победил в Белграде Тацио Нуволари.
К истории этого автомобиля, рыночная стоимость которого сейчас как минимум 50 миллионов евро, а то и все сто, осталось добавить только то, как он попал на аукцион в Париже:
В конце 80-х годов энтузиаст, хранивший его в гараже и потихоньку реставрировавший его не один год, вкладывая в него свой труд, время и зарплату, внезапно умер, а его наследники не придумали ничего лучше, чем поменять на Жигули 21063, как пишут в сми, "почти новый, не старше трех лет" ...
Гениальный обмен!
* * *
Однажды еще совсем молодой Фердинанд Порше представил на рассмотрение военной комиссии Австро-Венгерской империи (а Порше по рождению был австрийцем) свой новый шестицилиндровый четырехтактный двигатель. Осматривать приехал глава этой самой комиссии эрцгерцог Фердинанд (тот самый, которого убили потом в Сараево). Внимательно выслушав и изучив представленную модель, он озадачил всех присутствующих вопросом - господин Порше, а почему это у вас двигатель вроде четырехтактный, а у него шесть цилиндров? (на всякий случай напоминаю, что бензиновые двигатели работают по так называемому четырехтактному циклу в цилиндре: впуск-сжатие-расширение-выпуск).
Слегка остолбеневшие от удивления окружающие молчали, пытаясь сообразить, что ответить высочайшему начальству, однако молодой Порше не растерялся. Подмигнув окружаюшим, он почтительно поклонился и отрапортовал - так 4 цилиндра работают, ваше высочество, а два в резерве.
Ах да, - просиял эрцгерцог, - как я сам-то сразу не догадался.
(Из открытых источников)
P.S. Правильно произносится "пОрше", т. к. это немецкая швабская фамилия