Искусство, мода и время

Nov 11, 2021 22:36




.
А. Н. Самохвалов "Девушка в футболке", 1932. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.
В Русском музее я бываю не так часто, как в Эрмитаже, но каждый визит заставляет задуматься о какой-либо картине или художнике. В последний раз я успела с приятельницей до объявления пандемии побывать в Русском музее на выставке картин И. Е. Репина, затем мы прошли ещё по некоторым залам музея.
А в октябре 2015 года в музее  была выставка картин Федотова. Тогда, после выставки,  я одна походила по знакомым залам Русского  музея и кое-что пофотографировала. И именно в этот раз у меня возник вопрос, можно ли по картине узнать, в какое время она была написана, изображено ли на ней реальное лицо или какой-то собирательный образ. Причём что касается времени, то речь идёт не о веке (там по одежде и артефактам приблизительно можно определить время, возможно даже не ошибёшься на век-другой).  А речь идёт о разнице лет в 10 или 20.

 Мода основательно (не кардинально)  всё же меняется даже за такое непродолжительное  время.  Каждое 10-20-летие имеет свои яркие детали одежды, которые характерны именно для этого времени. Вот смотришь иногда незнакомый фильм (неважно, советский или американский) и понимаешь, вот это носили в такие-то годы, это в другие, а вот такое было и у меня самой. А уж живопись в деталях запечатлевает моду как ни один другой вид искусства.

Захотелось побольше узнать о портрете А. Самохвалова "Девушка в футболке" (1932 год). Кто эта девушка? Уже по футболке  с широкими чёрно-белыми полосами можно с уверенностью сказать, что это 30-е годы прошлого столетия, период индустриализации нашей страны. Именно для этого времени были характерны такие футболки, и непременно со шнуровкой у ворота. А ещё стрижка. Короткая и каре. И голова  не покрыта платочком, что было характерно для работниц, героинь индустриализации.

Оказалось,что у героини картины был реальный прототип. По словам А. Н. Самохвалова, девушка в футболке - это действительно существовавшая девушка - Евгения Петровна Адамова (1907-1977).
"Была женой партийного работника, впоследствии героически погибшего на подводной лодке во время Великой Отечественной войны. Сама - учительница средней школы. Во время войны участвовала в партизанском движении на Украине. Личность необыкновенно яркая".

Индустриализация страны была народным подвигом. Это были трудные, голодные  годы.

Но подвиг есть подвиг, и память о нем живет, поскольку о нем были созданы романы ("Время, вперед!" Валентина Катаева, "Гидроцентраль" Мариетты Шагинян, "День второй" Ильи Эренбурга), поэма "Трагедийная ночь" Александра Безыменского, картины ("Рабфак идет" Бориса Иогансона, "Кузнецкстрой. Домна № 1" Петра Котова) и многие другие знаменитые произведения.

А вспомните, чуть раньше была эпоха НЭПа. И тогда одевались совсем не так, как в 30-е годы, и причёски были другие. А разница во времени каких-то десять лет. "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова рисуют для читателя образ девушки той эпохи: это Эллочка-людоедка. Предметом её гордости была горжетка из меха сомнительного качества, который она выдавала за мексиканского тушкана.
Картина "Девушка в футболке" - памятник той эпохе. Когда картина была написана, она стала  правдивым и ярким документом своего времени: девушек начала 1930-х годов, подобных "девушке в футболке", можно видеть в семейных альбомах.

Это прабабушки нынешних школьников и школьниц, и среди них были выдающиеся личности, портреты которых красовались на обложках иллюстрированных журналов. Самохвалов удачно подчеркнул спортивный характер своей современницы - комсомолки, дружившей с солнцем, ветром и водой.
Композиционная четкость, ритмичность линий, подчеркнутая чередованием белых и черных полос футболки, создают ощущение спокойствия, силы, пластической красоты. В сдержанной цветовой гамме, мягко моделируя форму, художник пишет лицо и руки девушки. Лицо ее, безусловно, индивидуально портретно: широкое, несколько скуластое, с характерно очерченным ртом, с открытым, прямым взглядом живых и умных глаз. Перед нами волевой, сильный духом человек.

Художник любуется здесь красотой молодости и энергии, цельностью человеческого характера. Он заставляет всем этим любоваться и нас.

В этом и заключается непреходящая ценность художественного произведения, которое не только "документ эпохи", имеющий "исторический" интерес. Подлинное произведение искусства создает общезначимые человеческие ценности - они не исчезают вместе с эпохой, их породившей, а вызывают чувство восхищения и у последующих поколений.
Именно к числу таких произведений и относится "Девушка в футболке" А. Самохвалова.

(Из открытых источников и собственные мысли)

Русский музей, #10картин, мода, выставки, #осеньосень, мои фотографии, музеи, искусство

Previous post Next post
Up