К.С. Петров-Водкин. Портет А. Ахматовой, 1922
Один из значительнейших русских художников Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в 20-е - 30-е годы XX века был действительно не только широко известен в столицах и в стране, но и очень популярен, пользовался большим авторитетом. О нём писали статьи, вокруг его работ всегда возникали дискуссии, а в 1936 году появилась первая монография о творчестве художника. И это понятно: К. С. Петров-Водкин понял и выразил в своих произведениях рождение нового в быту, во внешнем облике и содержании людей под влиянием революции, "космичность" её идей. Всё это давало ему право сказать в одном из выступлений перед художниками: "я не был политическим революционером, но я несомненно был революционером в своей области".
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, русский художник, теоретик искусства и писатель, родился в Хвалынске Саратовской губернии 24 октября (5 ноября) 1878 года в семье сапожника.
Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895-1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895-1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905-1908).
В эти же годы он много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, а с 1927 - в Пушкине.
Его путь к вершинам искусства был труден и связан с постоянным самоконтролем над своим движением вперёд. Трудно было в материальном отношении, так как он зависел от покровительства богатых хвалынских купцов, у которых в прислугах жила его мать. Трудно было и потому, что он должен был преодолеть в себе ограниченность религиозного воспитания, полученного в семье. Нужно было восполнять недостаток образования и культуры, понять сложность общественно-политической обстановки в стране в период трёх революций, современником которых он стал.
Ранние работы выполнены в духе символизма. Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно "Купание красного коня" (1912) - простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины "Мать" (1913) и "Девушки на Волге" (1915). В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер "церковного модерна". Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции ("1918 год в Петрограде" (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины - в Третьяковской галерее).
В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип "сферической перспективы", который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". Это чувствуется даже в его натюрмортах.
В своих работах К. С. Петров-Водкин часто обращался к литературе, особенно в поздний период своего творчества. А его портреты воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А. А.Ахматова, 1922; оба портрета - в Третьяковской галерее). Искренний "попутчик" революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны ("После боя", 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; "Смерть комиссара", 1928, Русский музей).
Известно около 250 произведений художника, из которых значительную часть составляют автопортреты, портреты близких ему людей (жены, дочери, матери), портреты писателей, известных личностей, портреты детей. Портрет Анны Ахматовой - один из самых значительных в его творчестве. Анну Ахматову изображали многие художники. Одним из самых известных является портрет Натана Альтмана. Портрет К. С. Петрова-Водкина как бы вступил в соревнование с портретом
Н. Альтмана, и художник с честью вышел из этой борьбы.
Мне нравится этот строгий портрет поэтессы. Здесь ей чуть более 30 лет. На многих портретах (а портреты Ахматовой принадлежат кисти Модильяни, Анненкова, Альтмана и других известных художников), равно как и здесь, она изображена с чёлкой. Видимо, ей нравилась такая причёска. Взгляд серьёзный, задумчивый, на это есть причины. Только недавно, 26 августа 1921 года, по обвинению в участии в антисоветском заговоре "Петроградской боевой организации Таганцева" был расстрелян её бывший муж Николай Степанович Гумилёв. (Развод состоялся 5 августа 1918 года. Хотя отношения между поэтами разладились давно, но развестись с правом вновь вступить в брак до революции было невозможно). Но ведь он отец её сына Льва Гумилёва, которому только 10 лет.
Несмотря на то, что её писали многие другие художники, этот портрет не похож на остальные. У художника свой неповторимый почерк. Мне кажется, что автор портрета не льстит оригиналу: грустное лицо, черты заострённые, нос с ярко выписанной горбинкой. И кажется, что она предчувствует свою дальнейшую нелёгкую судьбу.
Изображение человеческого лица стало одним из самых драгоценных "смыслов" в художественной системе К. С. Петрова-Водкина. В нём он возрождает древнерусское иконописное представление о святости лица-лика.
Таков "Портрет Анны Ахматовой". Матово бледное, словно источающее свет, лицо-лик, безнадежно отрешенный взгляд холодно серых глаз, горькая улыбка, чуть коснувшаяся плотно сомкнутых губ. Внешний аскетизм и предельная внутренняя собранность. Перед нами человек на гребне духовной волны. И Муза за спиной Ахматовой, более не смуглая девочка с дудочкой в руке, вдохновительница поэтических строк юности, а строгая дева со склоненной в печали главою. Она выступает из космической синевы фона, словно источающего свет - свет "ахматовского" серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком и теперь становящегося все холоднее и бесприютней. "Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас" - эти строки из стихотворения поэтессы 1922 года "Не с теми я кто бросил землю" становятся духовным камертоном ко всему образному строю портрета. (К. С. Петров-Водкин. Портрет Анны Андреевны Ахматовой)
(Из открытых источников)
Читать:
К.С. Петров-Водкин. Портрет Анны Андреевны Ахматовой
https://izi.travel/ru/4d78-k-s-petrov-vodkin-portret-anny-andreevny-ahmatovoy/ru Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Выставка в Русском музее
https://marfa-nikitina4.livejournal.com/719106.html Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 - 1939)
https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post444048603/ Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: картины и творческий путь
https://evivid.ru/petrov-vodkin-kuzma-sergeevich-karti.html К. С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы
Москва. Советский художник, 1991