Мистические Атланты Нового Эрмитажа

Sep 28, 2021 23:09




Зимний дворец

Музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий на Дворцовой набережной, связанных друг с другом:

1. Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
2. Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
3. Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
4. Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
5. Эрмитажный театр, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I (архитектор Дж. Кваренги).

Сейчас Эрмитаж владеет зданием Главного штаба, где есть постоянные экспозиции и где  проходят разнообразные временные выставки.



Вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец из окна Главного штаба

Новый Эрмитаж - это специальное музейное здание, завершившее формирование архитектурного ансамбля Эрмитажа.

Проект здания, получившего позднее официальное наименование Новый Эрмитаж, был заказан баварскому архитектору Лео фон Кленце, имевшему опыт строительства музейных зданий: он построил в Мюнхене здания Пинакотеки и Глиптотеки, которые в 1838 году посетил Николай I. Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 год. Строительство велось под наблюдением архитекторов В.П.Стасова и его помощника Н. Е. Ефимова. В. П.Стасов внес несколько важных изменений в первоначальный проект, которые позволили при возведении Нового Эрмитажа сохранить старые здания екатерининского времени.

Двери Нового Эрмитажа раскрылись перед первыми посетителями 5 февраля 1852 года, в день торжественного открытия Императорского музея. Праздник начался спектаклем в Эрмитажном театре, а завершился ужином в залах Нового Эрмитажа, где на блеск и роскошь Императорского двора со стен глядели персонажи старинных картин. В первые годы существования Императорского музея в здании Нового Эрмитажа доступ в него был весьма строго регламентирован.

Музей, по определению императора Николая I, был "частью и продолжением царской резиденции". Вход в него осуществлялся по пригласительным билетам, которые выдавались в Придворной конторе Министерства Императорского двора. Довольно долго, почти до самого конца царствования Николая I, сохранялось распоряжение о допуске мужчин только в мундирах и фраках, а всех дам - в придворных платьях.



Новый Эрмитаж. Атланты

Портик Нового  Эрмитаж  украшают 10 исполинских фигур Атлантов.
Мужественные статуи олицетворяют мощь и незыблемость Петербурга, являясь символом этого замечательного города, могучие фигуры Атлантов стали легендой и местом притяжения  для петербуржцев и гостей города.

История возникновения Атлантов началась в 1839-1852 гг. По замыслу немецкого архитектора Лео фон Кленце и скульптора И. Гальбига на портике должны были стоять фараоны.

Архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов предложили оформление портика исполинскими фигурами атлантов, что и было принято. Чуть позже, в 1844 году, при участии 150-ти каменотёсов скульптор А.И. Теребенев представил миру 10 великолепных изваяний, которые символизируют борьбу с земным притяжением. Динамичная композиция Атлантов заменила предполагаемых фараонов.

Во время Великой Отечественной войны вражеские войска обстреливали город, один из снарядов попал в Атланта, разрушив торс практически наполовину. Но гигантский исполин выстоял. Возможно поэтому крайнего правого Атланта, который смотрит на Марсово поле, считают наделённым особой силой.

К этой статуе приходят художники и поэты за вдохновением, композиторы и музыканты сочиняют свои гениальные творения. Под впечатлением от этих исполинов бардом Александром Городницким была написана песня "Атланты", которая в 1966 году заняла первое место на Всесоюзном песенном конкурсе. Сейчас "Атланты" А. Городницкого являются гимном Эрмитажа.

Атланты

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди.
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его махину
Не мед - со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то -
И небо упадет.

Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Все давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.

Стоят они, ребята,
Точеные тела,
Поставлены когда-то -
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна,
Их красоту снарядами
Уродует война.

Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги - человеки,
Привычные к труду.
И жить еще надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.

А. Городницкий

Атланты сделаны из сердобольского гранита. Их  высота достигают пяти метров, а стоят они на высоком постаменте из гранита-рапакиви (розовый, красноватый или серый гранит с выраженным рисунком круглых зерен полевого шпата - ортоклаза). Но несмотря на высоту исполинов, каждый день в это место приезжают представители петербургской богемы и молодожёны, чтобы получить благословение и силу, мудрость и вдохновение.

Для этого выполняется несложный ритуал: Надо дотянуться до правого пальца ноги Атланта, стоящего справа и смотрящего на Марсово поле. И загадать желания или попросить вдохновения. Если смогли достать - желание сбудется.

(Есть ещё одна примета: К Атланту может прикоснуться только невеста. А что же делать всем остальным, кто уже давно женат, но хочет получить свою долю могущества? Вся сила и мощная энергия передаётся через подол платья невесты, в тот момент, когда она с закрытыми глазами прикасается к Атланту, в этот миг нужно притронуться к подолу её платья. А если вам надо много счастья, удачи и вдохновения - тогда обнять саму невесту. Есть одно лишь маленькое ограничение: жених не должен этого видеть).

#10музеев, #осеньосень, Эрмитаж, приметы, мои фотографии, музеи, искусство, места силы

Previous post Next post
Up