Когда Джулиан Эшер слушает оркестр, он не просто слышит музыку, он также видит ее.
Звуки скрипки вызывают у него образ ярко-красного цвета, сияющего и струящегося, как красное вино, в то время, как партия виолончели течет, словно золотисто-желтый мед.
Джулиан Эшер, ученый-генетик и фотограф-любитель, видит цвета при звуках музыки.
У Эшера, ученого с факультета геномной медицины, редкое состояние, называемое синестезией - неврологический статус, при котором люди ощущают смешение чувств.
Люди с этим состоянием могут видеть цвета и движения в цифрах, словах или звуках.
Согласно исследованиям, примерно у 1 процента людей присутствует наиболее заметная форма синестезии. У известного русско-американского писателя Владимира Набокова, автора «Лолиты», определенно было это нарушение, так же, как и у физика Ричарда Фейнмана и композитора Франца Листа.
"Поскольку существует едва заметная связь между звуком и формой, я вижу q коричневей, чем k, в то время, как s не обладает светлой голубизной c, но являет собой занятную смесь лазури с перламутром», - писал Набоков в своих воспоминаниях «Говори, память».
Психологам уже более века известно, что синестезия передается по наследству - у матери Набокова и его сына Дмитрия также проявлялись ее формы, но специфические гены еще не найдены.
Теперь Эшер и его коллеги из Великобритании закончили то, что, по их словам, является первым генетическим анализом синестезии.
Исследователи собрали ДНК 196 человек из 43 семей, в которых было несколько родственников-синестетиков. Они внимательно рассмотрели аудиально-визуальную синестезию - разновидность, при которой при звуке человек воспринимает цвет; ее проще обнаружить, чем другие формы.
Они ожидали найти один ген, отвечающий за синестезию, но обнаружили, что это состояние связано с участками 2, 5, 6 и 12 хромосом - четырьмя отдельными зонами вместо одной.
«Это означает, что генетика синестезии намного более сложна, чем мы полагали»,- сообщает Эшер.
Сканирование мозга показало, что у синестетиков, похоже, наблюдаются «перекрещивания» между зонами мозга, утверждает доктор В. С. Рамачандран, директор Центра Мозга и Познания в Калифорнийском Университете, в Сан-Диего.
«В действительности, еще никто не совершал попыток привязать это к определенным генам в определенных хромосомах, и я восхищен тем, что кто-то сделал это», -утверждает Рамачандран.
«Перекрещивание» было продемонстрировано в исследовании Дж. Э. Нунна из Голдсмитс Колледж, Лондон, в котором было выяснено, что у людей, которые воспринимают звуки цветными, зрительные зоны мозга активировались в ответ на звук.
В настоящее время известно, что в нормальном детском мозге присутствуют избыточные связи между областями мозга; одна из гипотез состоит в том, что синестезия появляется, если гены, «обрезающие» эти связи, мутантны, утверждает Рамачандран. Иными словами, возможно, в мозге синестетиков присутствуют связи, которые в норме исчезают в раннем возрасте.
Гены, найденные в соответствующих областях в исследовании Эшера связаны с другими психическими отклонениями. Например, гены во 2й хромосоме, по словам Эшера, также связаны с аутизмом.
Связь синестезии с аутизмом спорна и предположительна, но одно из предыдущих исследований Эшера склоняет к мысли о том, что она есть. У мужчины, которого он обследовал, был синдром Аспергера - мягкая форма аутизма, или «аутизм высокого функционирования», а также экстраординарная способность запоминать цифры. Он помнил 22000 знаков числа Пи.
Мужчина запомнил эти цифры не при помощи механического заучивания. Вместо этого, утверждает Эшер, это было, словно он ориентируется на местности. «Он говорил, что это - как путь по тропинке», - сообщает Эшер.
Способность этого мужчины сосредотачиваться на чистом предмете связана с синдромом Аспергера, но, по словам Эшера, синестезия помогает ему запоминать цифры. В этом случае синестезия - это форма фотографической памяти.
Одно из предположений состоит в том, что сочетание у человека синестезии с аутизмом может сделать его или ее ученым, человеком, с единственной и очень сильно выраженной интеллектуальной способностью.
Дети-синестетики часто проявляют ее признаки в школе, поскольку у некоторых детей она замедляет чтение, а у других затрудняет восприятие диктовки. По словам Эшера, понимание разницы в способностях к обучению в школе приводит к тому, что многие дети идут дальше и объясняют, что у них проблемы, что приводит к другим диагнозам. Вмешательство может заключаться в предоставлении конспектов или книг на кассете для тех, кому синестезия, соответственно, мешает слушать или читать.
Насколько вероятно, что дети-синестетики, подрастая, станут художниками и поэтами? Эта связь спорна, невзирая на известных личностей, таких, как Набоков; Эшер утверждает, что мнение о том, что большинство синестетиков уходит в творчество, является заблуждением. В его базе данных из 900 синестетиков не наблюдается повышенного количества людей творческих профессий.
В личном случае Эшера невербальные шумы, такие, как пожарная сирена или музыкальная пьеса вызывают зрительные ощущения.
В детстве Эшер любил слушать симфонический оркестр вместе с родителями и решил, что свет гасят для того, чтобы все могли лучше различать цвета. «Я имею в виду, зачем же еще это делать?» - рассказывает он. Мои родители что-то спросили, и я ответил: «Ой, они выключают свет, чтобы все могли видеть цвета», а они не понимали, о чем я говорю, и тогда я понял, что они не видят того, что вижу я, - продолжает он.
Он не знал, что у этого состояния есть название до тех пор, пока не занялся генетикой абсолютного слуха, который неожиданно оказался связанным с синестезией.
«До того дня я общался с людьми, долгое время изучавшими нервную систему, и они никогда об этом не слышали», - утверждает он. По его словам, существуют организации, способствующие наблюдениям, но многие люди все еще не знают об этом.
Элизабет Ландау
http://edition.cnn.com/2009/HEALTH/02/09/synesthesia.genes/index.html Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru