Глиняные горшки - изначально женских рук дело. Уж какой-какой материал, а глина была на Руси куда ни ступи.
Горшечницы вручную лепили посуду, светильники, рукомойники.
Революцию в ремесле произвело изобретение гончарного круга. Переход от лепной керамики к круговой - и за дело взялись мужчины.
Но мастерицы приспособились к новым условиям рынка труда Х века и сели за игрушки.
Одна самых древних - филимоновская. Жива-живехонька вот уже семь веков.
Это сегодня фигурки - сувениры. А столетиями они оберегали от темных сил и спасали от бедности. Базарный день - неплохой источник дохода. Девочки, которых называли «свистульками», с пользой проводили зимние вечера: лепили с семи лет. А когда приходила пора приглядывать жениха - «игрушечный» доход оборачивался богатым приданым.
Не то еда, не то подарок, не то развлечение.
Среди множества пряников на Руси поморская козуля едва ли не единственный лепной пряник, а не печатный. По легенде, печь козули в виде оленя хозяйки начали в ХII веке, когда мужья из морских походов привезли корицу и гвоздику - основу рецепта. А затем фигурки и особой силой наделили: если девушка испечет козулю, а потом подарит юноше, то в следующем году непременно выйдет замуж.
Женский аналог ювелирного ремесла.
Золотое шитье. Пришло на Русь вместе с христианством из Византии. Золотые и серебряные нити, жемчуг, полудрагоценные камни и канитель... В прямом и переносном смысле. В вышивании «канитель» - тонкая металлическая нить, и сам процесс - трудоемкий и кропотливый. Вышивали сначала иконы, потом одежду для знати, а после 1917 года - даже знаки отличия Красной армии.
На стыке искусства и ремесла.
Вышивка нитями льняными, главная ценность которой - красота и усердный ручной труд. На Руси верили, что вышитые, в первую очередь крестом, изделия обладают защитной силой. А уж если полотенце обыденное, то есть вышитое за день - с рассвета до заката несколькими мастерицами сообща, то такое изделие непременно убережет от бедствий и злых сил.
Девушка за прялкой.
Один из самых любимых жанровых портретов на Руси и ценное приобретение в семье. За пряжу садились, когда поля отдыхали, и «тонкопряхе» предстояло часами сидеть за работой: чтобы спрясть нить из пуда волокна, уходило 955 часов. «Непряха» и «неткаха», наоборот, позор семьи, и рассчитывать на удачное замужество нерукодельнице даже из богатой семьи было весьма затруднительно.
Размеренный стук коклюшек и хитросплетение нитей.
Тот редкий случай, когда ремесло спускалось сверху вниз - из мастерских при княжеских светлицах, где брали за основу работы европейских кружевниц. В народ кружево, по преданию, отправил Петр I, выписав из голландского Брабанта мастериц для обучения девочек-сирот. А вот массово за коклюшки сели после отмены крепостного права. Стартовые 1 рубль 50 копеек - и доход до 20 рублей в год.
Куклы не ради забавы, а из сугубо практических целей.
Обереги и обряды. Для каждого случая женщины и девушки делали свою фигурку: из золы, льна, соломы, глины, ткани, дерева и теста. Коляда в день зимнего солнцестояния символизировала победу света над тьмой. Шестирукая филипповка в пору свадеб помогала сохранить благополучие в семье. Берегиня оберегала домашний очаг, а кукушку плели для обряда крещения и похорон.
Антоновские яблоки, мед или сахар и яйца.
Рецепт пастилы сохранился в поваренной книге Софьи Александровны Толстой - супруги русского классика. Изготовление сладости - процесс трудоемкий. Только яблочное пюре пастильщицы протирали несколько часов и подсушивали в русской печке в течение двух суток. Первую тогда еще постилу делали в Коломне в ХIV веке, сегодня в подмосковном городе открыт музей этого лакомства.
Не работать в поле - так «обрыбиться».
Русский Север диктовал свой жизненный уклад: животноводство, охота, рыболовство. Так рыбалка стала для северянок женским промыслом. На реке Вашке рыбачки промышляли неводом. Артелью, по четверо, в мужской одежде и болотных сапогах ловили рыбу и варили юшку. А накормив семью, можно и опять за свое, за женское: шить, вышивать или ткать. Отдохнуть от равноправия.
источник Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru