Растения, которые на Руси считались магическими

May 22, 2017 10:30





Многим растениям в разных культурах придавалось особое, магическое значение.

На Руси это тоже было широко распространено.

Травы, плоды, листья и корни кустарников и деревьев часто наделялись в русских народных верованиях особыми свойствами исцеления или, наоборот, наведения порчи. 

Истоки этих суеверий уходят в глубины прошлого, когда Русь еще была языческой и люди верили в то, что в каждом ростке, пробившемся из-под земли, живет определенный злой или добрый дух.

Заморские плоды

Интересно, что даже самые простые растения были для многих славян воплощением каких-то тайных сил. Чаще всего плоды, позаимствованные у других народов, ассоциировались у приверженцев всего исконно русского, «проверенного», с чем-то нечистым и сатанинским.

Например, обычный картофель старообрядцы многие века считали дьявольским плодом, который вырос из тела Иродовой дочери, совокупившейся с псом. Проклятью были преданы и такие чужеземные яства, как чай и кофе.

Мандрагора

Помимо картофеля, огромной мистической значимостью наделялись и другие «коренья».


Одним из самых всесильных и могущественных считался корень мандрагоры.

Это многолетнее лекарственное растение из семейства пасленовых, многие представители которого являются ядовитыми, будило в воображении наших предков самые дикие мистические картины из-за своего необычного по форме корня.

Корень мандрагоры имеет разветвляющиеся утолщения, которые чем-то напоминают фигуру человека. То, что эта фигурка была «закопана» в землю, видимо, наводило славян на определенные мысли о потустороннем мире.

К тому же мандрагора обладает психотропными свойствами и может вызывать галлюцинации. Это качество часто использовалось в разных магических обрядах.

На Руси мандрагору называли также адамовой головой. Народные поверья приписывали ей огромную силу.

Считалось, что чародеи собирают мандрагору на Ивана Купала, а затем используют этот корень для исцеления от бесплодия, освобождения от порчи, лечения ран или привлечения даров. Русичи верили, что стоит окропить растение святой водой, как оно наделит способностью распознавать колдунов.

Царь-Архилин

Это магическое растение упоминается во многих старинных травниках.


Другие названия архилина: Архарик, Царь-Сил, Архангел, Царь-Симтарим.

Одни исследователи считают, что это выдуманное, сказочное растение (Владимир Даль). Другие - что архилин является аналогом той самой мандрагоры.

Такое предположение появилось из-за описания, которое встречается в некоторых травниках 17-18 веков. Архилин описывается как корень в форме человека с руками и ногами.

Искали это растение только на Иванов день, но не с пустыми руками, а вооружившись серебряной или золотой монеткой.

По народным поверьям, Царь-Архилин рос из грудной клетки трупа и поэтому обладал колоссальной магической силой. Стоило замочить архилин в молоке, а затем его выпить, как появлялась защита от порчи. Бесплодные женщины обретали способность зачать.

Бузина


Волшебными свойствами в фантазии народной обладала и бузина.

Считалось, что стоит вырезать из этого дерева посох и он будет надежно охранять в пути от дикого зверя и недоброго человека.

Такой посох следовало подготовить особым образом: с одной стороны к вырезанной из бузины палке нужно было прикрепить рукоять, а с другой - сделать небольшую выемку и засыпать в нее магический порошок.

Готовился такой порошок из следующих ингредиентов: 3 сердца ласточки, 2 волчьих глаза, 3 языка ящериц и сердце собаки.

Все это нужно было высушить, истереть в порошок, а затем уже засыпать в бузину.

Отверстие требовалось закрыть железным наконечником. Колдуны в древности давали 100%-ную гарантию действенности такого средства.

Девясил


Девясил высокий - лекарственное растение, которому в старину приписывались магические свойства мощнейшего приворотного зелья.

Собирали растение перед Ивановым днем, затем сушили и смешивали с ладаном.

Эту смесь нужно было положить в нательную ладанку и носить на груди 9 дней. За это время она впитывала энергию человека.

Затем девясил с ладаном извлекали и тайно зашивали в подол одежды любимого человека.

Считалось, что после таких манипуляций сердце привороженной особы навеки будет принадлежать человеку, который произвел этот обряд.

Также девясилу приписывалась способность исцелять от всех болезней.

Иван-да-Марья


Эту траву тоже нужно было собирать только в особый день в году, на Ивана Купала.

Иван-да-Марья могла излечить от многих хворей, вернуть любовь и мир в семью.

Или даже защитить жилище от воров, если заложить листья растения по углам избы.

Другие растения

Необычные свойства приписывались также многим другим растениям.


Например, крапива и волшебная одолень-трава (так называли кувшинку) помогали защититься от ведьм, купальница - от чертей.

Силу против колдунов имела осина (из нее нужно было вытесать кол, а затем вогнать его в сердце покойного колдуна).

Сильнейшим оберегом от ведьм и другой нечисти считался чернобыль, или обычная полынь. Это растение с горьким привкусом могло уберечь также от молнии и заболеваний глаз.

От злых сил защищали чертополох, чеснок и некоторые другие магические растения, подробно описанные в древнерусских травниках.

Источник:
http://russian7.ru
Серия сообщений "Животный и растительный мир в славянстве":
Часть 1 - Ястреб в славянской языческой культуре
Часть 2 - Сорока в славянском языческой мифологии
...
Часть 44 - МАГИЯ ЖИВОТНЫХ - СОВА! ИНТЕРЕСНАЯ ПТИЦА...
Часть 45 - Корова в славянской культуре
Часть 46 - Растения, которые на Руси считались магическими

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up