С давних времен известно, что музыка славян имеет особую связь с небесными сферами и отражает их многообразие посредством особого рода музыкальных инструментов, имеющих сакральное воздействие как на самого человека, так и на природу, животных и весь окружающий мир.
Существует представление о глубокой связи изначальной музыки с вращением небесных сфер, что отражено у славян в виде вращающегося солнца или коловрата.
Эти знания восходят к эпохе не только индоевропейской общности, но и к самой прародины славян - Гиперборее.
По всей видимости, к этой же эпохе восходит и происхождение главного музыкального инструмента славянских народов - гуслей.
О древнем происхождении инструмента свидетельствуют письменные и иконографические источники: фрески Софийского собора в Киеве, миниатюры древнерусских летописей, и особенно вещественные доказательства новгородских археологических раскопок XX столетия.
Одно из первых упоминание гуслей в памятниках письменности можно датировать лишь 592 г., когда войска византийского императора Маврикия захватили трех славянских послов с инструментами, которые они на свой лад назвали «кифарами», бежавших от аварского кагана.
Данные сравнительного языкознания свидетельствуют о том, что они существовали в эпоху славянской общности.
Из праславянского godsli помимо одноименного русского слова образовались болг. «гъсла», серб. - хорв. «гусле», макед. «гусла», укр. «гусла», словен. goslі, чеш. housle, польск. gesle, н. - луж. gusle.
С другой стороны, русское слово «гусли» возможно произошло от глагола «гудеть», который родственен др.-инд. godha «струна музыкального инструмента» или «тетива лука», что и позволяет отнести возникновение этого инструмента еще и к эпохе индоевропейской общности.
Данные лингвистики, помимо этого, подтверждают и тесную связь гуслей с миром сверхъестественного.
При этом, важно иметь ввиду следующее: сохранившиеся в исторических хрониках упоминания о гуслях, в большинстве своем, отражают времена противостояния церкви и народноверия, традиционно называемого язычеством.
Но именно из народа и вышли владеющие тайными знаниями гиперборейского музыковедения, и применявшие на практике гармонизации вселенной - гусляры, славянские волхвы и вещие бояны.
В этом противостоянии мы можем видеть, как со стороны религиозных институтов возник запрет на гусли как инструмент "бесовський". Почему "бесовський"? Возможно еще и потому, что все сверхестественное и прекрасное всегда возникало в народе, но вне религии - системы игнорирующей самого человека как божественную личность.
А это значит, что религиозные системы, чтобы выжить, прибегали к жесточайшему подавлению как самого человека, так и всего, что возникало вне их идейной точки зрения.
Не секрет, что гонения на гуслистов, как носителей аутентичной народной духовности, выразились в навешивании на них образов с явно негативным смыслом как магов, колдунов, чародеев и т. п..
Ну как еще можно объяснить с точки зрения поборников отеческих преданий стремление человека ко всему прекрасному, чистому и светлому, ни как иначе как лишь к действию "бесовських сил".
Отсюда, мы можем видеть связь славянских гуслей с миром сверхъестественным, показанную также на основании провизантийских источников, имеющих прямое отношение ко временам гонения на гуслистов и, поэтому, отражаемую лишь в негативном смысле: польск. gusla - «колдовать», guslarz и guslarka - «колдун» и «колдунья», луж. gusslowasch - «языческий обряд», «жертва», «колдовать», gusslowar - «колдун», сюда же примыкает и лит. goslus - «чародейство».
Кирилл Богомилов
(По материалам исследований М. Серякова)
Click to view
Click to view
источник Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru