Лекарственные растения, продукты пчеловодства, некоторые минералы издревле служили людям источником народного исцеления от различных недугов.
Средства народной медицины Кубани многочисленны и разнообразны.
Каждая семья в станицах имела свой «лечебник», основанный на семейных преданиях и собственном опыте.
Почти в каждой станице был знаток народной медицины - целитель, он же, как правило, был и костоправом.
Любопытно, что на Кубани столкнулись и затем смешались несколько традиций народного целительства: русская (иногородние, донские казаки), украинская (запорожские казаки), кавказская или восточная (адыги, армяне, татары, греки и т. д,). Это смешение привело к взаимообогащению народного целительства.
Ангину лечили полосканием соленой водой (впоследствии на 1 стакан теплой соленой воды стали добавлять 10 капель йодной настойки).
При остром насморке (рините) погружали ноги в горячую воду, затем насыпали горчицу в носки или смазывали козьим жиром переносицу и садились у горячей плиты.
При гастритах и язвенной болезни желудка использовали настойку подорожника: 7 больших листьев на 0,5 литра водки или чистого самогона. После семидневного настаивания принимали по столовой ложке 3 раза в день, после приема настойки съедая хлеб со свиным салом.
При заболеваниях суставов 1/4 стакана меда и столовую ложку соли тщательно смешивали и втирали в суставы до ощущения жжения. Затем суставы обливали теплой водой, вытирали полотенцем и завязывали шерстяным платком до утра.
В почете у станичников была и своеобразная тепловая терапия: 5 кг ячменя распаривали до лопания зерна, обкладывали им суставы на ночь и укутывали шерстяным платком. Утром ячмень убирали и делали сухое укутывание шерстяной тканью. Процедуру повторяли несколько раз.
Пасечники-целители лечили медом, пчелиными укусами (ревматизм), прополисом (заболевания желудка, кожные болезни, туберкулез, простуды).
После персидского похода казаками было завезено на Кубань мумие, которое с успехом применялось при длительно незаживающих ранах, переломах костей, болезнях желудка.
При зобе использовали зеленые плоды грецких орехов: 10-15 июньских молодых орехов измельчали в ступке, смешивали с 1 стаканом средства, употребляли пчелиный мед и прополис (водочную настойку), чистотел.
Мокнущие зудящие экземы лечили прикладыванием листьев капусты или равной смесью сока чистотела и сока капусты.
От бородавок избавлялись, используя сок чистотела.
При воспалительных кожных высыпаниях у детей их купали в воде с добавлением отвара травы череды.
Выпадение волос лечили мытьем головы отваром из равных частей корней лопуха и корней водяной лилии или втиранием этой смеси в кожу головы на ночь.
При «груднице» (маститы, мастопатии) пили настой из равных частей календулы (ноготки), крапивы, полыни (божье дерево), зверобоя по полстакана 2 раза в день. И этим же теплым настоем смачивали хлопчатобумажную или льняную ткань, прикладывали к грудным железам на ночь (на 2-3 часа).
При этом заболевании, а также при фурункулах (чирьях), кожных и суставных болезнях использовали теплую, слегка увлажненную глину, которой вдоволь было вдоль реки Кубани, в районе Белой Глины и т.д.
В прошлом веке широко использовали некоторые целители и лечение пиявками. Этот метод кровопускания считался универсальным: им лечили головную боль, закупорку вен, «падучую», заболевания печени и сердца. Целители, которые могли правильно поставить пиявки, были очень уважаемыми людьми.
Нельзя не упомянуть и такие средства народной медицины как свиное сало, жир барсука, ежа, медведя.
Жиры обычно употребляли при легочном туберкулезе с горячим молоком или с горячим хлебом. Популярен был следующий состав: 200 г внутреннего свиного сала, 200 г меда, 15 яичных желтков. Смесь кипятили 10 минут, затем добавляли 200 г алоэ (столетника) и принимали по чайной ложке на 1 стакан горячего молока 3 раза в день. Одновременно рекомендовалось принимать порошок яичной скорлупы - по 1 чайной ложке 1 раз в день.
Ко второй группе средств, применявшихся при легочном туберкулезе, относились лекарственные растения: мать-и-мачеха, полынь, подорожник и зверобой. Они смешивались в равных количествах и применялись в виде чайного настоя (одна столовая ложка на кружку кипятка).
Отвар из высушенных цветов мать-и-мачехи и корней или листьев подорожника употребляли также в виде примочек при «золотухе».
Кашель и простудные заболевания верхних дыхательных путей лечили отваром из овса (один стакан) и ягод калины (1/4 стакана) на 1 литр воды. Распространен был также и отвар малины для питья или же Гоголь-моголь (2 яйца взбивали с 2 столовыми ложками меда и назначали такую порцию 3 раза в день).
При удушье использовали «кузьмичеву траву» (эфедру).
При поносах использовался корень и семена конского щавеля в форме чайного настоя. В таком виде употребляли и высушенные арбузные корки. В почете был компот из сухих груш.
При кровавых поносах (дизентерии) обязательно использовали репчатый лук или чеснок, настоянный на водке (самогоне). От кавказцев переняли и стали использовать зеленый чай.
Большую роль в лечении желудочно-кишечных заболеваний и многих других болезней отводили Великому и другим постам с воздержанием от некоторых продуктов питания и алкоголя.
Геморроидальные узлы смазывали растопленным внутренним свиным салом или настоем листьев белой лилии на постном масле.
Этим же настоем смазывали и кожу при воспалительных процессах (дерматитах).
Из внутренних средств при геморрое употребляли чайный настой подорожника (3 целых растения на 1 литр воды).
Ю. Ионов, г. Краснодар
Источник Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru