Чем и как лечится казак

Feb 26, 2016 11:06




Лекарственные растения, продукты пчеловодства, некоторые минералы издревле служили людям источником народного исцеления от различных недугов.

Средства народной медицины Кубани многочисленны и разнообразны.

Каж­дая семья в станицах имела свой «ле­чебник», основанный на семейных преданиях и собственном опыте. 

Поч­ти в каждой станице был знаток на­родной медицины - целитель, он же, как правило, был и костоправом.

Любопытно, что на Кубани столкну­лись и затем смешались несколько традиций народного целительства: русская (иногородние, донские каза­ки), украинская (запорожские казаки), кавказская или восточная (адыги, ар­мяне, татары, греки и т. д,). Это сме­шение привело к взаимообогащению народного целительства.

Ангину лечили полосканием соленой водой (впоследствии на 1 стакан теп­лой соленой воды стали добавлять 10 капель йодной настойки).

При остром насморке (рините) погружали ноги в горячую воду, затем насыпали горчи­цу в носки или смазывали козьим жи­ром переносицу и садились у горячей плиты.

При гастритах и язвенной болезни желудка использовали настойку по­дорожника: 7 больших листьев на 0,5 литра водки или чистого самогона. После семидневного настаивания принимали по столовой ложке 3 раза в день, после приема настойки съедая хлеб со свиным салом.

При заболеваниях суставов 1/4 ста­кана меда и столовую ложку соли тщательно смешивали и втирали в су­ставы до ощущения жжения. Затем суставы обливали теплой водой, вы­тирали полотенцем и завязывали шерстяным платком до утра.

В почете у станичников была и своеобразная тепловая терапия: 5 кг ячменя распа­ривали до лопания зерна, обкладыва­ли им суставы на ночь и укутывали шерстяным платком. Утром ячмень убирали и делали сухое укутывание шерстяной тканью. Процедуру повто­ряли несколько раз.

Пасечники-целители лечили медом, пчелиными укусами (ревматизм), про­полисом (заболевания желудка, кож­ные болезни, туберкулез, простуды).

После персидского похода казаками было завезено на Кубань мумие, ко­торое с успехом применялось при длительно незаживающих ранах, переломах костей, болезнях же­лудка.

При зобе использовали зеленые пло­ды грецких орехов: 10-15 июньских молодых орехов измельчали в ступке, смешивали с 1 стаканом средства, употребляли пчелиный мед и пропо­лис (водочную настойку), чистотел.

Мокнущие зудящие экземы лечили прикладыванием листьев капусты или равной смесью сока чистотела и сока капусты.

От бородавок избавлялись, используя сок чистотела.

При воспа­лительных кожных высыпаниях у де­тей их купали в воде с добавлением отвара травы череды.

Выпадение волос лечили мытьем го­ловы отваром из равных частей кор­ней лопуха и корней водяной лилии или втиранием этой смеси в кожу го­ловы на ночь.

При «груднице» (маститы, мастопа­тии) пили настой из равных частей календулы (ноготки), крапивы, полыни (божье дерево), зверобоя по полста­кана 2 раза в день. И этим же теплым настоем смачивали хлопчатобумаж­ную или льняную ткань, прикладывали к грудным железам на ночь (на 2-3 ча­са).

При этом заболевании, а также при фурункулах (чирьях), кожных и су­ставных болезнях использовали теп­лую, слегка увлажненную глину, кото­рой вдоволь было вдоль реки Кубани, в районе Белой Глины и т.д.

В прошлом веке широко использова­ли некоторые целители и лечение пи­явками. Этот метод кровопускания считался универсальным: им лечили головную боль, закупорку вен, «па­дучую», заболевания печени и сердца. Целители, которые могли правильно поставить пиявки, были очень уважаемыми людьми.

Нельзя не упомянуть и такие средства народной медицины как свиное сало, жир барсука, ежа, медведя.

Жиры обычно употребляли при легочном туберкулезе с горячим молоком или с горячим хлебом. Популярен был следующий состав: 200 г внутреннего свиного сала, 200 г меда, 15 яичных желтков. Смесь кипятили 10 минут, затем добавляли 200 г алоэ (столет­ника) и принимали по чайной ложке на 1 стакан горячего молока 3 раза в день. Одновременно рекомендовалось принимать порошок яичной скорлупы - по 1 чайной ложке 1 раз в день.

Ко второй группе средств, применявшихся при легочном туберкулезе, относились лекарственные растения: мать-и-мачеха, полынь, подорожник и зверобой. Они смешивались в равных количествах и применялись в виде чайного настоя (одна столовая ложка на кружку кипятка).

Отвар из высу­шенных цветов мать-и-мачехи и кор­ней или листьев подорожника упо­требляли также в виде примочек при «золотухе».

Кашель и простудные заболевания верхних дыхательных путей лечили отваром из овса (один стакан) и ягод калины (1/4 стакана) на 1 литр воды. Распространен был также и отвар ма­лины для питья или же Гоголь-моголь (2 яйца взбивали с 2 столовыми ложками меда и назначали такую порцию 3 раза в день).

При удушье исполь­зовали «кузьмичеву траву» (эфедру).

При поносах использовался корень и семена конского щавеля в форме чайного настоя. В таком виде употребляли и высушенные арбузные корки. В почете был компот из сухих груш.

При кровавых поносах (дизентерии) обя­зательно использовали репчатый лук или чеснок, настоянный на водке (са­могоне). От кавказцев переняли и ста­ли использовать зеленый чай.

Большую роль в лечении желудочно-кишечных заболеваний и многих других болезней отводили Великому и другим постам с воздержанием от некоторых продуктов питания и алко­голя.

Геморроидальные узлы смазывали растопленным внутренним свиным салом или настоем листьев белой лилии на постном масле.

Этим же настоем смазывали и кожу при воспалительных процессах (дер­матитах).

Из внутренних средств при геморрое употребляли чайный настой подорожника (3 целых растения на 1 литр воды).

Ю. Ионов, г. Краснодар

Источник
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up