Автор -
дубыня. Это цитата
этого сообщения Уже в начале VI века на территории славянских племенных княжеств появлялись профессиональные хорошо укомплектованные оружием и доспехами боевые отряды.
Их единственным занятием была война.
На протяжении сотен лет они вбирали в себя все лучшее в технике и тактике боя из того, что могли видеть, имея тесные взаимоотношения с народами Европы и Азии.
Впоследствии, это позволило им стать одним из образцов войска периода раннего средневековья, оставившего после себя достойную летопись славных побед.
Рассмотрению данных вопросов и посвящена статья.
Наиболее ранние упоминания о дружинах у славян относятся к VI - VII вв., их мы находим в древнем историческом источнике - «Чудеса св. Дмитрия Солунского». Причем, дружины упоминаются не единожды, и речь о них идет как об отборном воинском объединении, обладающем превосходной подготовкой, вооружением и броней [1].
Также, упоминание о численности дружины русских князей, можно найти во фрагменте из записок Ибн-Фадлана, который в 921 - 922 гг. в составе багдадского посольства совершил путешествие в земли волжских булгар. В его записках есть интересующее нас упоминание: «Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надежные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты за него» [2].
По мнению А.А Горского, сведения Ибн-Фадлана вполне достоверны: «Численность дружины «царя руссов», названная Ибн-Фадланом близка к истинной: так, по подсчетам основанным на археологических данных, князья Гнезна - главного центра польских полян - в IX в. имели непосредственно при себе не более 200 дружинников» [3].
Постепенно структура дружины приобретает своеобразную внутреннюю иерархию. В своей основе дружины подразделялись на «старшую» и «младшую» - такие названия во множестве пронизывают Славянские летописные своды. Если же брать отдельно все термины, встречающиеся в источниках, то помимо деления на вышеназванные группы, дружинники делились еще и на подгруппы.
Бояре. Слово «боярин» имеет два своих значения. Первое - общеславянского происхождения, от слова «бои» - битва, то есть тот, кто сражается. Второе - от тюркского - богатый, знатный. Так или иначе, оба эти значения ассоциируются с дружинниками, так как родом их занятий была война, они же были знатными и богатыми, что варьировалось в соответствующих пределах богатства и знатности их князя. Основываясь на источниках, можно отметить, что боярство располагало достаточно высоким положением, выступало верховным слоем общества после князя [4].
Мужи. На Руси это слово имело множественное значение. «Мужами» могли называть и воев, и дружинников в целом, и бояр. Данное слово всегда отождествлялось с дружинниками, но не с простыми людьми, не принадлежащими к воинской касте. Чаще всего к слову «муж» добавляли и принадлежность упоминаемого человека к определенной группе дружины, что опять же во множестве подтверждается в русских летописях [4].
Огнищане и гриди. Данные слова заимствованы от варягов, однако, это отнюдь не означает заимствование самой структуры дружины у викингов. Прежде всего, данное утверждение вытекает из того, что эти группы были распространены исключительно на Севере Руси. А именно Новгород наиболее тесно, ввиду своего положения, контактировал с выходцами со Скандинавского полуострова. Историк А.А. Горский, основывая свои выводы на русских летописных сводах, отметил, что и термин «огнищане», и термин «гриди» - довольно редко упоминался, и обозначали ими соответственно старших и младших дружинников. Однако, в целом, оба этих слова не всегда имели соответствующие значения [3].
Отроки. Для определения данной категории в воинской касте славян следует рассматривать в качестве источников не только летописные своды, но и русские памятники права. Связано это с тем, что «отроки» выступают в источниках не только как младшие дружинники, но и как слуги бояр, князя, имеющих административные права, их появление относится к Х веку [4].
Детские. Их появление датируется в «Повести временных лет» 1097 годом. Благодаря источникам можно установить, что «детские» нельзя отнести к какой-либо категории воинской касты, так как они не составляли воинского образования, как такового. Они были близки к князю, но не всегда находились при нем, как другие его слуги из дружинников [5, 6].
Несколько слов следует сказать и о комплексе вооружения славянских дружинников.
Он великолепно характеризуется выдержкой из Лаврентьевской летописи, относящейся к 1176 году, приведенной в монографии А.Н. Кирпичникова: «Выступи полк из загорья, все в бронях, яко во всякомъ леду» [7].
Первоначально основным видом брони, как назывались ранее доспехи на Руси, являлась кольчуга, постепенно кольчуги приобрели дополнительную защиту - чешуйчатую броню поверх колец основной брони.
К концу XII - началу XIII веков в достаточно широкое распространение вошли и другие формы брони, одеваемые, либо нашитые поверх кольчуги. Помимо этого в комплекс брони славянских дружинников входили наручи и поножи, кожаные чешуйчатые панцири. Голову воев венчали шлемы, которые претерпевали некоторые изменения на протяжении веков. Уже первоначально древнерусские шеломы имели свою своеобразную коническую форму, которая заканчивалась острым навершием. Постепенно шлемы, многие из которых имели наносники, приобрели бармицу - кольчужную защиту, опускавшуюся на шею и плечи.
К защитному комплексу дружинника относились и щиты, имевшие каплевидные, удлиненные формы, и обычные - круглые. Все щиты имели стальную, либо кожаную окантовку и умбоны (стальные чаши, крепившиеся в центре), форма которых была как полусферическая, так и коническая - наподобие формы шеломов.
Среди оружия славянских дружинников постепенно вырисовался определенный комплекс, который можно представить следующим образом:
• легковооруженный пеший дружинник - лук, стрелы, две-три сулицы (метательные копья-дротики), меч либо топор, щит (не во всех случаях);
• тяжеловооруженный пеший дружинник - копье, меч либо топор, щит;
• легковооруженный конный дружинник - лук, стрелы, топорик, меч либо сабля (сабля появляется уже в конце X - начале XI веках), щит;
• тяжеловооруженный конный дружинник - копье, меч (сабля), щит [7].
Особенностью вооружения является неоднородность распространения оружия. Данные особенности обусловлены тем, что вооружение и броня противников славян на Севере и на Юге отличалась, поэтому для борьбы с европейскими рыцарями был выбран топор, а для противостояния кочевникам - лук и стрелы, копья и сабли.
Славяне, основой организации которых был родоплеменной строй, главным образом, вплоть до IX века, сражались пешими. C X века конь становится для воина не только распространенным средством передвижения, но начинает применяться в боевых действиях. Именно тогда конная дружина приобретает роль решающей силы в определении исхода сражения, но на Севере, где природные условия не позволяли действовать на больших пологих пространствах, дружинники продолжали биться с ворогом пешим строем [3].
Главное, в итоге боя, было не истребить противника, а обратить его в бегство, сломить его сопротивление. Поэтому вои стремились захватить стяг ворога, вокруг которого он группировался, а с падением стяга рядовые вои не могли определить место нахождения центра своего войска.
Начало сечи обычно знаменовалось стрельбой лучников, которые засыпали супостата тяжелыми и легкими стрелами, не давая ему продыха. Далее, при его приближении, в ход, помимо стрел, шли сулицы, которые если не находили живой цели, то тяжестью оттягивали щиты противника к земле, и он был вынужден их бросать. Затем шли плотные ряды копейщиков, стоявших так близко друг к другу, что между щитами не было промежутков, о такой строй -стену, состоящую минимум из трех рядов, разбивались не только конные кочевники, но и европейские рыцари. Потом в ход шло рубящее оружие - топоры, мечи, сабли и т.п. Нередко сеча переходила в рукопашную схватку, когда вои использовали ножи, маленькие топорики и ... кулаки. Для решающего удара в сече к концу XII началу XIII века воеводы активно начали использовать конные полки, которые были более манев-ренны. Такова была общая картина тактики ведения боя славянскими дружинниками [3].
Подытоживая сказанное, следует отметить, что славянская дружина с самого начала своего существования имела строгий порядок и внутреннюю, слаженную структуру. На протяжении сотен лет она вбирала в себя все лучшее в тактике боя, использовавшееся другими народами Европы и Азии. Впоследствии, это позволило ей стать одним из образцов войска периода раннего средневековья, оставившего после себя достойную летопись славных побед.
Список литературы
1. Дьяконов, М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси / М.А. Дьяконов. - Спб., 1988.
2. Крачковский, А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадблана о его путешествии на Волгу / А.П. Крачковский. - Харьков:Изд-во ХГУ, 1956.
3. Горский, А.А. Древнерусская дружина / А.А. Горский. - М., 1989.
4. Амельченко, В.В. Дружины Древней Руси / В.В. Амельченко. - М., 1992.
5. Алешковский, М.Х. Курганы русских дружинников XI - XII / М.Х. Алешковский. - М.: Советская археология, 1960.
6. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества / Б.А. Рыбаков. - М., 1976.
7. Кирпичников, А.Н. Военное дело на Руси XIII - XV вв. / А.Н. Кирпичников. - Л., 1976.
8. Клейн, Л. Норманские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения / Л. Клейн,
Г. Лебедев, В. Назаренко // История связей Скандинавии и России (IX - XX вв.). - Л., 1970.
9. Котенко, В.Д. Восточнославянская дружина и ее роль в становлении княжеской власти / В.Д. Котенко. - Харьков, 1986.
10. Язьїковіч, Л.У. Атлас гісторьіі Беларусі ад старажьітнасці да нашых дзён / Л.У. Язьїковіч. - Мінск, 2006.
Научный руководитель - В.М. Муха, полковник
источник Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru