Йогическая модель человека

Dec 07, 2014 19:06




Человека можно сравнить с экипажем: в нем есть и кучер, и лошадь, и вожжи, и карета, и хозяин (тот, кто сидит в салоне и задает направление движения).
Эта модель на первый взгляд может показаться чересчур простой (в ней нет научной терминологии), но именно этим она и хороша. [Spoiler (click to open)]

Доступные образы наглядно иллюстрируют взаимосвязь различных субъектов и объектов управления в человеке.
Тело - это повозка или телега.
Если вы хорошо относитесь к повозке, то вы обязательно ее смажете, колеса у нее скрипеть не будут и уж тем более не отвалятся. То есть управление телом - это своевременное лечение плюс обязательный «профилактический ремонт»: зарядка, йога, гимнастика.
Эмоции, желания - это лошадь.
Чтобы лошадью можно было управлять, нужно ее узнать. Вы должны узнать свой характер. Где ваши эмоции «взбрыкивают», а где, наоборот, «спят». Человек способен обуздать свои эмоции, научиться, когда надо, их сдерживать или наоборот «пришпоривать». Чтобы лошадь хорошо себя чувствовала, нужно ее хорошо и правильно кормить. Эмоции, как известно, «питаются» впечатлениями.
У вас должно быть достаточное количество впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Нужно научиться подчинять свои эмоции разуму, сознательно получать удовольствие и быть счастливым. Это необходимо для того, чтобы добиться гармонии между эмоциональной и интеллектуальной сторонами сознания.
Интеллект, разум - кучер.
Кучер регулирует скорость движения, он следит, чтобы лошадь не устала, чтобы экипаж не угодил в канаву. Кучер должен быть квалифицированным, он должен знать правила дорожного движения. Чтобы управлять каретой, ему необходимо знать и цель, и направление движения.
Нельзя подавлять свои эмоции, следуя только велениям разума. Это все равно, что держать здоровую лошадь в хлеву - она зачахнет. Но всегда идти на поводу у эмоций тоже нельзя, в этом случае, ваш экипаж очень скоро окажется далеко от места, к которому вы направлялись.
Воля - вожжи.
Вожжи - это связь между кучером и лошадью. Нельзя их все время держать натянутыми, но и отпускать совсем тоже опасно. Человек, который все делает волевым решением, не интересуясь состоянием эмоций, разума и тела движется не к своей цели, а к саморазрушению. Уставший кучер, изможденная лошадь и разбитая повозка сделают свое дело - либо лошадь падет, либо кучер упадет с козел, либо отлетит колесо, а в худшем случае повозка совсем развалится.
Нужно уметь натягивать и отпускать вожжи именно в тот момент, когда это действительно необходимо.
Дух, душа - хозяин.
Дух - основное управляющее звено. Именно он решает, когда и куда надо поехать. Обычно он проявляет себя в экстремальных ситуациях, именно он дает команду в случае необходимости открыться «второму дыханию» или подсказывает решение. Его можно ощутить в тот момент, когда ваш экипаж стоит на месте, когда вы останавливаете хаотический поток мыслей, когда вы спокойны и расслаблены, дух ощущается как присутствие Бога. Голос духа становится слышен в безмолвии.
На уровне эмоций дух - это любовь, на уровне сознания - интуиция и озарение, на уровне воли - Высшая воля, заставляющая поступить правильно.
Модель «человек-экипаж» позволяет понять, чем отличается человек, идущий на поводу у подсознания, от человека, активно использующего в управлении собой сознание.
В первом случае повозка будет двигаться хаотично, кучер не знает, куда ехать. Лошадь не понимает команд, а колеса почему-то квадратные и разного размера. В таком экипаже хозяина швыряет из стороны в сторону, он не знает, за что схватиться, чтоб не набить себе «шишек». Такой человек решает с вечера встать пораньше, а утром выбрасывает будильник в окно. Он решает пойти к врачу, но слышит по радио плохие новости, у него портится настроение и он напивается.
Такой человек не управляет собой, им управляют обстоятельства.
Во втором случае кучер помнит о цели и направлении. Он следит за тем, чтобы лошадь не уставала и слушалась вожжей, чтобы экипаж был отремонтирован и не скакал по ухабам. Кучер всегда готов выполнить указания хозяина. Такой человек обладает огромным запасом энергии. У него лучше память, он меньше устает и лучше спит, потому что он слушает голос того, кто сидит в повозке и поэтому едет, ни в чем не сомневаясь, по прямой дороге....
С.КЛЮЧНИКОВ

Previous post Next post
Up