1. Месяц лютень - Кологодный удел Велеса
В Лета Вращении месяцу лютеню (февралю) покровительствует Велес - Вещий Бог. О сию пору выделяют два Велесова Святодня:
1. Большой (Великий) Велесов день - 11 лютеня;
2. Предшествующий ему Малый Велесов день - 3 лютеня.
Также Велесу посвящены семь дней - вторые Велесовы, или Волчьи, Святки (Малые Зимние Святки[1]) - между Велесом Малым (3 лютеня) и Велесом Великим (11 лютеня):
3 лютеня - Велес Велес Волчий Сват (или Велес Сбруйник),
4 лютеня - Велес Студёный,
5 лютеня - Велес Корович (или Велес Коровятник),
6 лютеня - Велес Телятник,
7 лютеня - Велес Лукавый,
8 лютеня - Велес Серповидец,
9 лютеня - Велес Житный Дед,
10 лютеня - Велес Зимобор,
11 лютеня - Велес сшиби рог с Зимы.
Вскоре после них празднуются:
15 лютеня - Велес Овчар,
16 лютеня - Ярило-с-Вилами и Именины Кикиморы (Марин день).
2. Празднование Велесовых дней в эпоху двоеверия
В эпоху двоеверия на Руси отмечали:
3 лютеня - Симеон и Анна, а тако же Малый Власий («Семён с Анной сбрую починяют», «Власий коней седлает») - по поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи;
4 лютеня - Никола Студёный[2] («На Студёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный - Волчий Сват, маковый закат») - время «звериных свадеб»;
5 лютеня - Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит»[3]) - в деревнях творили обереги на скот;
6 лютеня - Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы»);
7 лютеня - святой Лука («Пришёл Лука - пеки пороги с луком») - луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;
8 лютеня - Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»);
9 лютеня - Никифоры-Панкраты («Пришёл Панкрат - хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами», «На Никифора лапти плетут»);
10 лютеня - Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас - никак, скоро весна у нас»).
11 лютеня - день святого Власия - покровителя скота («Власьев день - коровий праздник», «Власий - сшиби рог с Зимы», «У Власия борода в масле»). Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.
Вскоре - 15 лютеня - отмечали Онисима Зимобора, или Онисима Овчара - покровителя овец («На Онисима Овчарника Зима становится безрогой», «На Онисима Зимобора - Зиме время вспять поворотить»).
16 лютеня - отмечали Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору, как её называли в народе. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило - с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Младой Ярило - Сын Велесов - «воздевает Зиму на вилы».
3. Празднование Велесовых дней в современном Родноверии
Большой Велесов день - 11 лютеня - широко празднуется большинством современных Родноверческих Общин. Это один из наиболее значимых Святодней в году, и о нём уже написано немало. Подробнее об Уряде празднования Велесова дня - см., напр., наши: «Коло года», «Велесов день», «Славление Велеса»[5] и др. Малый Велесов день - 3 лютеня - празднуется более узко и преимущественно теми Общинами, которые почитают Вещего Бога своим Вышним Покровителем.
Каждый человек, чтящий обычаи Предков и живущий по Родовому Искону, предстоя пред Велесом во Святодень Его, может в первую очередь обращаться к тому Лику Вещего Владыки, который наиболее соответствует складу его души. Так, например, для людей, живущих преимущественно плотскими интересами (Труженическое Сословие), Велес - Скотий Бог - является, прежде всего, Владыкой Живой Природы, а также Покровителем животного («скотьего») начала в самом человеке, связанным с физическим выживанием, продлением своего Рода и т.п.
Для тех «деловых» людей, жизненные интересы которых сосредоточены преимущественно на обретении богатства и мирской выгоде (Купеческое Сословие), - Велес является, прежде всего, Богом-Подателем богатства, Покровителем торговли, выгодных сделок и т.п. Как писал один из крупнейших исследователей Славянского Язычества и культуры Древней Руси академик Б.А. Рыбаков: «Вплоть до средневековья слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство. Слово "скотолюбие" означало "корыстолюбие"; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна»[6].
Для тех, в чьей жизни главными целями является не материальная выгода, а Честь и Слава (Воинское Сословие), - Велес является, прежде всего, Грозным Разрушителем Препятствий (Велес - Третий Лик в Великом Сварожьем Триглаве, объединяющем Сварога-Творца, Перуна-Охранителя и Велеса-Разрушителя всего сущего), Могучим Богом, с Чьим Именем связаны такие понятия, как Воля, Власть, Величие и т.п.
И, наконец, для тех, в чьей жизни Духовные цели главенствуют над всеми остальными (Жреческое Сословие), - Велес является, прежде всего, Духовным Началом (как во Всемирьи, так и внутри самого человека), владычествующим над животной («скотьей») природой, Вещим Наставником, ведущим следующих Его Стезями по Духовному Пути Самопознания...
Слава Роду!
источник Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru