Быль и небыль: сообщающиеся сосуды

May 15, 2024 21:12


"Былина - о
т слова быль", - знает каждый ребенок и каждый эксперт в Сети.

Наиболее начитанные граждане ссылаются на труды фольклористов и историков, разложивших все по полочкам.

Добрыня - дядя князя Владимира, Илья Муромец - Илья Печерский, Вольга - то ли Вещий Олег, то ли Всеслав Полоцкий, былина про Дуная Ивановича отражает стремление князя Святослава основать столицу славян на Дунае и т.д., и т.п.

Мало кто задумывается, какую же именно роль старины, как прежде звались былины, на самом деле играли в жизни тех, кто слушал их, искренне веря…  

Не как всегда, а как лучше…

Мы порой сами до конца не осознаем, насколько пропитаны сюжетами и образами культуры, внутри которой родились и выросли.

Ситуации из жизни мы сравниваем с сюжетами популярных фильмов и книг, особенно тех, на которых росли. Порой стремимся поступать, как знакомые герои и поднимаем их образы «на стяг» как символ своих убеждений. Нет причин думать, что века назад наши предки мыслили как-то иначе.

Старины и правда были для людей прошлого подлинной, живой историей - такой, какой она должна быть: Киев никогда не был взят и сожжен Ордой, с самих ордынцев богатыри собирали дань, из Царьграда изгоняли Идолище Поганое и сажали обратно на трон православного царя…

Видимо, у русских в крови любовь к альтернативной истории.

Старины живо откликались на любые политические события, в моменты волнений, войн, междоусобиц люди обращались к знакомым образам и историям - их переосмысляли и рассказывали заново.

Из-за того, что старины сохранялись только в устном творчестве, теперь трудно отделить основы историй от последующих напластований и деконструкций.

Самый яркий пример - Илья Муромец. Исследователи сходятся во мнении, что цикл былин о нем в том виде, в каком мы его знаем, датируется XVII-м веком. Но это период завершения его формирования - а где начало, исток?

Илья - наше все - Муромец

Получение Ильей силы от богатыря Святогора, его собственная хтоническая природа (связь с землей) словно говорят нам о дремучей древности образа.

Однако традиционно считается, что немочь Ильи в ранние годы - это олицетворение временного бессилия русского народа перед ордынскими захватчиками. Такое вполне возможно. И тогда получается, что к изначальной истории о могучем воине, наследнике расы великанов среди людей, история болезни была сочинена позднее - чтобы подбодрить слушателей, дать им надежду, что все возможно и чудо обязательно случится.



Что же тогда с Ильей Печерским, чьи останки лежат в Киево-Печерской Лавре? Подлинный богатырь, который, судя по анализу останков, в юности с трудом мог ходить и жил во времена князя Владимира (Мономаха, не Крестителя)… Как он мог тогда быть изначальным прототипом образа из былин? Прототипом быть мог. Но не обязательно изначальным.

Судя по всему, к сюжетам старин люди и вправду обращались в тяжелые времена и искали отголоски образов в окружающей действительности.

Так, был еще один вполне реальный Илья Муромец - вернее, Илейка Коровин, родом из Мурома, крайне занятный персонаж Смуты, военачальник войска бунтовщика Болотникова.

Этот Илейка был из казаков, и, вероятно, благодаря его славе, былинный Илья и сделался «старым казаком».

Но герои могли быть не только ориентирами, но и символами бунта.

Тот же Илья во время ссоры с князем Владимиром посшибал из лука золотые маковки киевских соборов, а затем пропил их с голью кабацкой. Этот сюжет известен мало. Как такое возможно? Не просто дерзость и оскорбление - а чистый абсурд.

Но стоит вспомнить, чем памятно XVII-е столетие. Помимо Смуты, тогда случился Раскол - когда не просто русские убивали русских, а православные - православных. Многие были недовольны реформами Никона, тем как он обходится со стариной и верой предков.

Так кому же еще могло выпасть наказать зарвавшуюся власть (пусть даже таким образом) как не Илье?

Вероятно, от Раскола пострадала репутация и другого богатыря - Алеши. Подвело происхождение. В некоторых вариантах сюжетов Алеша превращается почти в злодея - не просто хитреца и лжеца, но в преступника, предателя, сводника. Кончается все и вовсе редкой версией былины, где на бой с Тугариным Змеем вместо богатыря идет его оруженосец. Причем эта версия былины записана на Алтае, где осели многие старообряцы.



«Вот вы кто такие!»

XVII век вообще «золотой век» перезапуска былинных сюжетов.

Ярчайший пример - ведьма Маринка, пытавшаяся соблазнить Добрыню. Есть версия, что истоки образа этой ведьмы лежат в образе богини Мораны (обретшей, кстати, продолжение и в позитивном образе Огненной Марии - Марины Антиохийской). Финал же судьбы былинной Маринки наложился на судьбу реальной личности - Марины Мнишек. Чужеземная и иноверная царица пришлась не по нраву народу и, вероятно, не без злорадства пелась и слушалась старина, в конце которой Добрыня эту еретицу и ведьму четвертует.

Прежде чем убить ведьму, Добрыня отсекает ей махом нос и губы, приговаривая, что губы эти целовали Змея Горыныча.

С такой же присказкой (с поправкой на имя любовника) казнит свою неверную Настасьюшку богатырь Иван Годинович.

Такая жестокая казнь для еретиц и блудниц навевает воспоминание об одной из кровавых страниц русской истории.

В годы борьбы собиравшей русские земли Москвы со строптивым Новгородом ключевым моментом стала битва при реке Шелони. Тогда не только были разбиты новгородские войска, но и оказалась проведена жуткая акция назидания и устрашения непокорных.

Часть новгородских пленных отпустили домой, но... с отрезанными носами и губами.

Этот момент очень любят западники, утверждая также, что подобное зверство москвичи переняли у ордынцев, и оно чуждо подлинно русскому человеку и славянину.

Но по сути это могло быть леденящим кровь посланием именно от русских к русским: «Вот вы кто такие, желавшие идти за польского короля Казимира, - еретики и гулящие бабы!»



Касаемо же самого Добрыни… Старина о его поединке со Змеем, похоже, одна из самых древних в нашем эпосе - древнее Владимира Святославича и его дяди.

Имя «Добрыня» на самом деле довольно распространенное и не единожды встречается в летописях. Есть оно и среди граффито на стене одного из владимирских соборов - в числе заговорщиков и убийц князя Андрея Боголюбского, «первого великоросса», сильного и властного князя, ставшего жертвой собственных подданных. И так легко представить боярина, сочувствующего заговорщикам и зовущего на пир сказителя, чтобы послушать, как Добрыня убивает кровожадного Змея Горыныча.

Во все времена люди стремились в себе и своих единомышленниках увидеть черты героев прошлого, а в своих противниках - черты чудовищ, которых следует уничтожить.

И те, и другие воскресали в народной памяти в различные эпохи, менялись под влиянием времени, новых событий и деяний, чтобы… вновь уснуть. И однажды вернуться.

Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up