Читаю "Волхвы, колдуны, упыри в религии древних славян" Афанасьева и Глинки и натыкаюсь на интересную вещь:
Сказание о Беовульфе смотрит на умершего как на убитого огненною стрелою, пущенною с лука рукою Смерти; немецкие поэты дают ей бич, стрелы и бердыш; литовский Smertis (слово, употребительное и в мужеском, и в женском роде) выезжает на колеснице могучим воином, с копьем и мечом в руках. С такою же обстановкою является Смерть в русской «Повести о бодрости человеческой», или «О прении Живота с Смертию».
Что за Смертис такой?
Сколько я ни читала о литовских богах, везде богиню (именно богиню) смерти звали Гильтине и выглядела она как фотомодель скелет с косой. Обходилась без колесницы, копья и меча, но с работой справлялась неплохо - особенно в разгар эпидемий.
Правда, где-то в памяти у меня бултыхается информация о том, что изображение смерти в виде скелета - это уже век четырнадцатый, пляски смерти, чума, и так далее. У древних язычников богиня могла выглядеть и иначе?
Слово Smertis я нашла, в жемайтском наречии оно значит "смерть" (я знала только литовское слово - mirtis), но никаких упоминаний о том, что жемайтийцы так называли бога смерти, да еще и вооружали его до зубов, мне не попадалось.
Может, это тоже из какой-нибудь литературы века эдак семнадцатого? Но почему тогда эта, условно говоря, "Повесть о Смертисе" никак Афанасьевым не названа? О Беовульфе сказали, русские повести перечислили - а Смертис-то откуда?
(В повести "Прение Живота со Смертью" Смерть, кстати, тоже не напоминает "могучего воина". Она явно женского рода - собеседник обращается к ней "госпожа". Никакой колесницы у нее тоже нет. Оружия вот предостаточно:
и оружия носяше с собою много на человека учинены: мечи, ножи, пилы, рожны, серпы, сечива, косы, бритвы, уды, теслы и иная многа незнаемая, иже кознодействует различно на разрушение человека. )
Может, кто-нибудь меня просветит? Что за Смертис?