Том... ответа нет

Jul 06, 2016 15:15

Читаем вместе с Кристиной "Приключения Тома Сойера". Я его последний раз читала в институте. "Гекельберри Финна" потом перечитывала, а "Тома" как-то не тянуло.
Мне нравится. Я не большая любительница Марка Твена, но несколько его книг люблю - и "Том" меня не разочаровывает. Нравится книга и Кристине.

Но при этом - до чего ж интересно наблюдать, как по-разному мы воспринимали некоторые вещи!

Ну то, что бить детей тогда было делом нормальным, даже похвальным, она знает. В наше время детей в одних семьях лупили, в других - нет, общественное мнение скорее порку одобряло (драть мерзавца некому! - обычная реакция на выходку школьника), но телесные наказания в школах и тогда остались в далеком прошлом. Правда, некоторые знакомые рассказывали, что в начальных классах учительница могла линейкой по рукам хлопнуть, но у нас такого не было. Единственный учитель, который ударил ученика, вылетел из школы впереди собственного визга. Сразу. Хотя учебный год был в разгаре

А Тома дерут постоянно, он к этому привык и не очень-то парится. Мы этому не удивлялись - жизнь была такая, проклятое прошлое. Не удивляется и Кристина: ну да, была такая дикость, вроде рабовладения, или того, что женщинам голосовать было нельзя. К счастью, дело прошлое.

Удивляют ее совсем другие вещи.

Что-то объяснить удалось: например, почему мальчишки так любят всякую дрянь, вроде дверных ручек, ошейников без собаки, или дохлых крыс. Нынешние дети тоже копят барахло - фигурки из киндерсюрпризов, карточки и мелкие игрушки, которые дают на кассе в супермаркетах, и так далее. Ну и камешки-ракушки на море собирать - обязательное дело! Мы тоже собирали - не дохлых крыс, конечно, но вкладыши от жевательной резинки у нас ценились. Календарики, открытки, значки... да ладно, даже взрослые люди не стеснялись заграничные жестяные банки хранить. Чему было детям удивляться?

Но вот как объяснить современному ребенку такое поведение:

"Перед ним стоял незнакомый мальчик чуть побольше его самого. Приезжий любого возраста и пола был редкостью в захудалом маленьком городишке Сент-Питерсберге. А этот мальчишка был еще и хорошо одет - подумать только, хорошо одет в будний день! Просто удивительно. На нем были совсем новая франтовская шляпа и нарядная суконная куртка, застегнутая на все пуговицы, и такие же новые штаны. Он был в башмаках - это в пятницу-то! Даже галстук у него имелся - из какой-то пестрой ленты. И вообще вид у него был столичный, чего Том никак не мог стерпеть. Чем дольше Том смотрел на это блистающее чудо, тем выше он задирал нос перед франтом-чужаком и тем более жалким казался ему его собственный костюм. Оба мальчика молчали. Если двигался один, то двигался и другой - но только боком, по кругу; они все время стояли лицом к лицу, не сводя глаз друг с друга, Наконец Том сказал:

- Хочешь, поколочу?
- А ну, попробуй! Где тебе!"

Ни я, ни мои друзья так не делали. Но удивления эта сцена почему-то не вызывала. Мы совершенно спокойно воспринимали то, что Том задирает ничего плохого (пока) ему не сделавшего мальчика. Что мальчик и не пытается договориться мирно. И почему-то считали, что Тома несправедливо обозвали "грубым и невоспитанным мальчишкой".

Для Кристины это ненормально. Нет,в классе могут драться, бывает такое. Но это уже не считается нормой. По крайней мере, не считается нормальным начинать знакомство с "Хочешь, поколочу". Кристина понимает, что это какие-то мальчишеские игры, ритуалы - но считает это не меньшим бредом, нежели воспитание розгами.

Удивила ее и первая встреча Тома с Бекки. Нас тоже смешило, когда Том кривлялся, желая обратить на себя ее внимание. Но мы его понимали: просто так подойти и доброжелательно заговорить было бы как-то неловко. А нынешние дети подходят и знакомятся. У них меньше комплексов, меньше дурацких правил.

Ну и самое убойное - это когда Тома в наказание за то, что он поговорил с Геком, не только лупят, но еще и сажают с девочками. Нас это тоже почему-то не удивляло, хотя обычно нас так и рассаживали: мальчик-девочка. Ее удивляет.

Эта реакция меня скорее радует. Когда дикость воспринимается как дикость, а не как привычный фон - это хорошо. Книга от этого хуже не становится. Том все равно не позволит казнить невиновного, защитит Бекки от побоев и выведет ее из пещеры.

книги, дети

Previous post Next post
Up