Истина - ударом под дых(2)

Apr 20, 2004 00:01

Продолжение сумбурных размышлений о фильме
Прося о чаше, Христос принимает на себя все, что только выпадет ему на этом пути. Это - Его выбор и это - главное в истории, но любой из так или иначе задействованных персонажей тоже совершает свой выбор. Каждый шаг, решение каждой минуты, подлость или подвиг - это решение самого человека.
Выбор Петра. Раскаяние
К св. Петру у меня особое отношение. Почитая всех апостолов, его я по-человечески люблю больше всех. Говоря о святых, чаще всего представляешь себе человека в силе. Петр - человек в слабости. "Когда Христос основал Свою великую Церковь, Он положил в ее основание не боговидца Иоанна, не гениального Павла, но простака, ловчилу, труса - словом, человека. На этом камне Он и построил Церковь и врата ада не одолеют ее. Все империи и царства погибли из-за необоримой слабости - они полагались на сильного. Лишь Церковь Христова полагалась на слабого, и потому - несокрушима". (Г.К. Честертон)
Мне часто приходилось сталкиваться с любителями порассуждать о том, что разное отношение к Петру и Иуде - несправедливость, ведь Петр тоже отрекся, а Иуда тоже пожалел о содеянном. На самом деле разница между этими двумя - огромна, Для Петра слова о решимости идти за Христом всюду - не просто слова, Петр не колеблясь выхватывает меч, защищая Учителя, не колеблясь следует за Ним, когда Его уводит стража. Его отречение вызвано минутной слабостью, страхом перед разъяренной толпой, ужасом при виде окровавленного лица Иисуса. Ведь необязательно умирать, ведь Иисус сам сказал, что не хочет этого… От его смерти никакого толку не будет, его жертва не нужна. И губы сами произносят: «нет… не я… не знаю Его». Не дух отрекается, но плоть, слова остаются только словами - но раздается крик петуха и Петр плачет.
Вспоминая о Петре стоит помнить и о своих отречениях - мы слишком часто отрекаемся от Него, пугаясь даже не угроз смерти, или боли, а всяких мелочей. Не хочется прослыть догматиком. Не хочется ссориться с интересным собеседником. Хочется попасть в избранный круг, хочется стать знаменитым. Между делом, словно в шутку произносятся слова «не я», или, напротив, не говорится ничего, когда надо громко заявить о своей вере. Но, в отличие от Петра не замечаем взгляда Христа и не плачем.
Много лет спустя, перед Петром вновь будет тот же выбор. И на пути из Рима он встретит Христа - и на сей раз не отречется.
Пока же он наказывает себя сам. Его ведь не осуждают - его жалеют. Но считая себя недостойным быть с теми, кто остался верным, Петр проводит эти страшные часы один.
Выбор Иуды. Гордыня
Предательство Иуды совершено не под влиянием минутного порыва. Он подготовил его задолго до этого дня, и мы видим только последние шаги.
Оправдывать Иуду - довольно распространенное занятие. Удивительная логика некоторых персонажей позволяет предположить, что Иуда «был необходим, ведь без него не было бы ни Распятия ни Воскресения» (Ю. Нагибин, к примеру, вообще договорился до того, что Иуда принес величайшую жертву и в конце времен будет восславлен).
В этом видится нелепая попытка объяснить божественное исключительно человеческими методами. Да, Христос знает, что Иуда предаст его, но знает потому, что видит и все, что было и все, что будет. Для нас же, людей, история не имеет такой многомерности и развивается постепенно. У Иуды до последнего мига остается возможность НЕ предать и НЕ отказаться от Иисуса. НЕ подбирать брошенные деньги, которые потом швырнет обратно.
Иуда - не прирожденный негодяй. Никогда не надо забывать того, что он был одним из двенадцати апостолов. Его боль и понимание того, что он наделал - не притворство. Он в кровь стирает губы о камень. Трудно сказать, мог бы он быть прощен, но принять прощение ему не позволяет гордыня. Он не видит ничьей доброты, в лицах детей ему видятся бесовские рожи. Его самоубийство - не акт раскаяния, а попытка сбежать, не видеть того, что наделал, не нести ноши, которую взвалил на ближних.
. Выбор Пилата - поиск компромисса
Он боится вызвать недовольство Цезаря. Ему до тошноты осточертели беспорядки в этой забытой богами провинции. Он высоко ставит свою супругу и не хочет выглядеть недостойно в ее глазах. Наконец, не принимая Бога-Христа, он жалеет Христа-человека. Ему вовсе не хочется казнить безобидного проповедника. Выход, который он находит, кажется ему разумным. Выбирая меньшее зло, он пытается примирить совесть и безопасность - и лишь усиливает зло. Он омывает руки от крови, которая прольется, когда Христос погибнет на кресте - но кровь пролитая во время бичевания останется на нем.
Выбор Ирода - благожелательное равнодушие
Ирод в фильме великолепен. Вовсе не злой толстяк в сбитом набок парике, умеющий с умным видом изрекать глупости. При появлении в доме Иисуса радуется, словно ребенок, новому развлечению, спешит задать умные вопросы, затем радостно объявляет Его безумным. Ран и крови словно бы и не замечает. Зла Иисусу не желает, вины за Ним не признает - но палец о палец не ударит, чтобы как-то помочь невинному.
Выбор толпы
Во время крестного пути вид орущей разъяренной толпы вдруг сменяется видением тех же людей, стелющих пальмовые ветви под копыта ослика.
Человеческое восприятие этого мгновения - горькая мысль о том, что люди предали на смерть Того, Кого встречали с такой радостью. Но вчера я вдруг подумала, что все наоборот. Каждый из тех, кто Его проклинает, способен на другое. Способен выйти с пальмовой ветвью, чтобы встретить Господа. Христос в каждом из лиц, перекошенных от ненависти, видит неискаженные черты. И один из людей толпы - не яростный, скорее, любопытствующий, вскоре делает удивительный выбор.
Выбор Симона - действие
Симона Киринеянина выбрали наугад. Нести крест его попросту заставили - и он вынужден был подчиниться силе. Через несколько минут, когда римляне не обращают на него внимание и у Симона есть полная возможность сбежать, он вдруг взваливает на себя крест уже добровольно.
Выбор Вероники - сострадание
Выбор Матери - Она его сделала задолго до того, когда услышала: "Радуйся"
Продолжение следует…

черновики, статьи, религия

Previous post Next post
Up