Dec 02, 2003 21:40
Сподобилась посмотреть «Тампль». С опозданием на два года.
Решительно написала: «Мне не понравилось». Потом решительности поубавилось. Потому что рядом с теми эпизодами, которые раздражают безмерно, есть партия Оруженосца, а ее хочется слушать и слушать.
Поскольку я смотрела только видеозапись, не очень удачную (спасибо и на этом, другой пока не предвидится), то понимаю, что из зала это действо может выглядеть совершенно по-иному - контакт с залом, все-таки, великая вещь. Выпадов вроде: «Подражание Jesus Christ» делать тоже не собираюсь - глупо скрывать, что влияние JC на подобный жанр действительно велико, но из этого не следует, что все, что так или иначе связано с религиозной тематикой, надо притягивать за уши к великому предшественнику.
Итак, начнем с начала:
1. Эпиграф. (Пролог, наверное?)
Не нравится решительно. Мешанина из всего и всякого - тут и труворы, и Провансаль, и дамы, и Гроб Господень. Отношение к последующему действу - самое отдаленное.
2. Первая ария Оруженосца.
А вот это - совсем другое дело. Оруженосец - великолепен. И песня хороша сама по себе.
3. Ария народа (Почему «Ария»? А не «Сцена на площади», к примеру?)
Эпиграф - если в кране нет воды, воду выпили тамплиеры.
Непонятно, зачем заканчивать сцену «театральным шепотом», если о покаянии Жака де Моле, магистра ордена Храма, только что официально объявлено в голос. И вдруг тамплиеры относятся к тем вещам, о которых вслух не говорят.
4. Ария (опять ария!) инквизиторов.
ИМХО - худший эпизод во всем спектакле. Кривляние, закатывание глаз, явно рассчитанное на смех. Расчет оправдался, смешки были слышны. Самый осточертевший штамп средневековой тематики - лицемерный инквизитор.
1: - Но до чего был упрям еретик!
2: - В наших подвалах и дьявол бы сник!
Семь долгих лет
1: - Жак де Моле
1,2: ...Не поддавался, проклятый старик!
1: - Кончим формальность, мой брат дорогой.
2: - Дабы вкусить долгожданный покой.
Скромные слуги,
1: - Умелые руки
1, 2: - Господа Бога и Церкви святой
Если ЭТО поэзия… На сем мысль обрывается.
Противно!
5. Первое трио Папы, Ногарэ и Филиппа
Ну опять - «снимем маски»… А почему обязательно маски?
Что за дело нам до де Моле и Бога?
Власть его - основа для тревоги!
Соглашусь, что Филипп Красивый устроил эту возню из-за власти. Он Умберто Эко, или Кроули, не читал. Но дальше вылезает еще одна причина:
Филипп, с усмешкой:
Он опасен был. Теперь же он мой пленник,
И подходит мне как собеседник.
Нас влекут одни и те же тайны.
Думаю я, это не случайно.
Личный исповедник в темноте подвала -
Вот чего душа моя желала!
Похоже, все-таки читал! Это подтвердится позже, в другой сцене. Вообще, было бы здорово приписать эти мотивы не королю (с ним все ясно, ему деньги нужны), а Ногарэ, который, как известно, происходит из семьи катаров… Ах, простите, катаров в приличном обществе трогать не принято, они ведь белые и пушистые. Поэтому бедняге Ногарэ приходится произносить фразы вроде: «Мы на трех стервятников похожи». Мне сразу вспомнился белогвардеец из советского детского фильма, который писал пьесу и вложил в уста большевика слова «Я мерзостен и гадок».
И тем не менее, исполнитель роли Ногарэ - это волшебник! Из такого скудного материала ухитриться слепить вполне яркий образ! Ногарэ - вторая любовь, после Оруженосца.
Сцену следует смотреть хотя бы ради него.
6. Сцена покаяния.
Неплохо. Большего не скажу.
7. Второе трио Ногарэ, Папы и Филиппа Красивого.
Базарная склока, наверное, повеселившая публику. А уж когда Филипп Красивый утихомиривает собеседников фразой «Ругаетесь, как будто тамплиеры», это полный восторг - мы же люди начитанные, мы эту фразочку узнали. Ведь и вправду о них так говорили.
Опять все вытягивает Ногарэ. Ей-богу, ну почему у него невыигрышная партия? Такой персонаж пропадает.
8. Сцена в подвале.
Хорошие стихи.
9. Дуэт Оруженосца и души Жака де Моле
Один из лучших номеров в спектакле.
10. Вторая ария оруженосца.
А вот это - лучшее. Даже я, при всем моем скептицизме, прослезилась.
11. Сцена тамплиеров
Никак. Просто связующее звено.
12. Пляска смерти.
Чуть лучше пункта 11
13. Проклятие Жака де Моле.
Необходимый момент, что поделаешь. Без проклятия не обойтись. Именно сейчас становится жаль, что "злодеи" в этом спектакле настолько ничтожны и мелки. Три фигурки-марионетки, которые так веселили публику в первом и втором трио, прокляты и обречены на смерть.
Выстрел из пушки по воробьям.
14. Третье трио Папы, Филиппа и Ногарэ.
Наконец-то эта тройка выдала что-то стоящее.
А почему "трио"? Там есть еще один персонаж, благодаря которому все обретает смысл.
15. Третья ария оруженосца.
Хорошо. И вот на этой ноте бы все закончить, но за каким-то бесом в конец присобачен
Эпилог:
(исполняется всеми-всеми)
Все равно, кто нам головы рубил,
Все равно, кто посадит нас на кол,
Потому что я понял, в чем прикол,
Потому что я фишку прорубил.
И, повешен на маятник ногой,
Я бы вам все сефиры отплясал.
Потому что я умный. Я крутой.
Потому что я песню написал.
Очень мило и совершенно ни к селу ни к городу.
Итак, резюме:
1. Эпиграф убрать.
2. Эпилог - тем более.
3. Убрать все, кроме Оруженосца.
4. Для Ногарэ написать новую партию. При том же исполнителе!
На самом деле - все равно эти люди молодцы.
P.S. "Нет, есть сумасшедшие без тамплиеров. Но которые с тамплиерами, опаснее." (Умберто Эко. Маятник Фуко).
Кстати, готовый эпиграф к "Аламанде".
отзывы