Сдерживать политический кризис власти уже не могут

Jun 07, 2012 05:49


6 июня, 01:47 | Максим ЛЕГУЕНКО






Несколько дней назад Центром стратегических разработок (ЦСР) во главе с его президентом Михаилом Дмитриевым был представлен очередной доклад, посвященный изменениям, происходящим в российском обществе и внутренней политике страны. Вышедший документ вызвал неподдельный интерес как со стороны экспертного сообщества, так и представителей российской и зарубежной общественности. Повышенное внимание к работе ЦСР объясняется поразительной точностью, с которой эксперты Центра во главе с Михаилом Дмитриевым в своих предыдущих работах смогли предугадать серьезные изменения, произошедшие в российской политике в последние полгода. "Yтро" решило задать Михаилу Дмитриеву свои вопросы, связанные с основными темами последнего доклада ЦСР, общей ситуацией, разворачивающейся в стране в последние месяцы, а также прогнозами развития социально-политической ситуации в стране в среднесрочной перспективе.

"Yтро": Во всех трех ваших последних докладах вы говорите о развитии в стране политического кризиса. В то же время, если смотреть на ситуацию с обывательской позиции, каких-то особо выраженных признаков кризиса в стране не наблюдается. Даже массовые акции протеста в Москве, прошедшие с конца прошлого года, не воспринимаются многими как часть каких-то значимых перемен. В большинстве своем (об этом можно судить по тому же Интернету, не говоря уже о ТВ) общество продолжает ощущать стабильность. В чем конкретно заключается этот кризис, почему он все еще в полной мере не ощущается большинством граждан и когда в его наличии может убедиться основная часть населения?

Михаил Дмитриев: Ощущение кризиса есть, прежде всего, у властей и политически активной части населения. И это очень хорошо просматривается в СМИ. Одна только трансформация российских медиа за последний год - уже само по себе достаточно значимое явление. Сегодня мы имеем уже совершенно другую атмосферу политических дискуссий, где от былой сдержанности и самоконтроля не осталось и следа. Причем даже на центральных каналах.

Но для нас, конечно, важнее настроения массовых слоев населения. И здесь, в соответствии с результатами наших исследований, мы видим серьезные проявления политического кризиса. Кризис выражается отнюдь не только в склонности к протестам - протестные настроения у населения в целом в последнее время ослабели. Но протестность - это лишь самая поверхностная и прямолинейная составляющая кризисных явлений. То же, что мы видим сейчас среди населения, это уже точно не оставляет шансов на дальнейшее развитие без политических изменений. Запрос на изменения сильно акцентирован, он одинаково формулируется различными слоями населения. Население предъявляет растущий спрос на обновление политической элиты, особенно на местном уровне. Одновременно существует запрос на изменения, которые носят не политический характер. Прежде всего, людей волнуют такие сферы, как здравоохранение, образование, полиция, ЖКХ. Но это не меняет сути вещей. Запрос остается очень жестким. Что также очень важно, этот запрос относится к таким областям, где трудно в короткие сроки добиться каких-то положительных сдвигов. Тем более трудно их добиться нынешним властям, которым в этих сферах на протяжении предыдущего десятилетия так и не удалось добиться принципиальных улучшений.

"Y: То есть речь идет об экономических запросах населения?

М.Д.: Нет. Речь, скорее, об улучшении институтов. Дело в том, что во всех этих сферах проблемы не решаются простой заливкой деньгами. Это уже пробовали делать, но без особого результата. Это сферы, где устойчиво сбоят и государство, и рынок. Здесь нужны адекватные, качественно работающие институты. И все это должно быть достигнуто повсеместно, в каждом регионе, в каждом городе. Это не исчерпывается изменением каких-то отдельных законов в Москве.

На первый взгляд перечисленные проблемы не являются политическими, но это лишь иллюзия. Они накладываются на усталость населения от существующей политической элиты. Мы анализировали ситуацию с выборами альтернативных кандидатов в мэры - в Тольятти, Ярославле, Астрахани. Из анализа видно, что в регионах нарастает запрос на обновление политических лидеров. И он поднимается от местного уровня к федеральному. В частности, он проявляется в практически полной утрате эффективности политических коммуникаций партии власти. Речь идет не о Путине или Медведеве, у них другие проблемы. Это именно партия власти, включая значительную часть ее представителей на местах. Они, между прочим, люди довольно активные, непрерывно контактирующие с населением. Дело в том, что на протяжении последних десяти лет партийные кадры подбирались как бы под один шаблон. Людей отбирали по принципу единообразия поведения, образа мысли, лояльности и т.д. Как показало наше исследование, способы общения с населением, используемые партией власти, перестали работать повсюду. От общероссийского уровня до отдельных регионов и городов. И проблема эта для "Единой России" очень серьезна, поскольку кадров другой формации у этой партии нет.

"Y: То есть привычный контингент резко перестал соответствовать? 
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ http://www.utro.ru/articles/2012/06/06/1051051.shtml

новое время, власть утратила контроль и доверие, новые люди, новые парламентские выборы, критика партии власти

Previous post Next post
Up