Наблюдатели-художники наблюдают

Mar 09, 2012 16:07



Open Mind
Быть наблюдателем на выборах - что это за опыт?
«Я обычно чувствую себя отщепенцем, но здесь оказалась частью гражданского общества."

Многие художники и кураторы провели 4 марта весь день на избирательном участке, где прежде вообще никогда не бывали, и сами до сих пор не могут прийти в себя от удивления. Действительно, трудно объяснить такой всплеск социально-политической активности у людей, которые
в своей профессиональной деятельности - и тут мы не откроем никакой тайны - не очень зависят от государства: такова уж специфика современного искусства как индустрии.

Так что же, они были на избирательных участках только как граждане? Нет, и как представители художественного сообщества тоже. Сообщества, которое в последние годы серьезно задумывается над своей социальной ролью и собственной структурой.

Традиционно роль художника и куратора - как раз отстраненный рефлексирующий созерцатель, придирчивый критик, бодлеровский фланёр и медгерменевтический «инспектор». В этой позиции очень комфортно, она более чем привычна и эстетически плодотворна. Что более естественно для художника, чем наблюдать?

Но интересно, что практически все ответившие на вопросы назвали важным опытом нечто совершенно другое: опыт социального участия, опыт знакомства с тем обществом, с тем потенциальным зрителем, который до сих пор - даже для так называемых «левых художников» - был предметом умозрительной конструкции.

Удивительно (а может быть, и неудивительно), что сам факт этого социального контакта, пусть даже негативного, воодушевляет наших респондентов и наполняет их оптимизмом. Странно (а может быть, и нет), что институция наблюдения, которая призвана была проследить за выполнением лозунга «За честные выборы!» и предполагала конфронтацию с теми, кто фальсифицирует, с теми, кто этому потворствует, а в скрытом виде и с теми, кто «искренне» за Путина, с тем «быдлом», о котором снова и снова отвратительно говорилось с трибуны митинга на Пушкинской, - что эта институция наблюдения привела не столько к противостоянию, сколько к хрупкому чувству солидарности. И от этого чувства уже можно перейти к выдвижению совместных и очень конкретных экономических и политических требований, разделяемых теми, кто составляет наши «99 процентов» ущемленных в своих правах. Девяносто девять, а не сорок и даже не шестьдесят, как в Москве.

Выборы, возможно, раскалывают общество, но наблюдение за ними его сплачивает: вот такой, чрезвычайно ценный, парадокс.

Екатерина Дёготь

1. Вы были наблюдателем на выборах 4 марта. Было ли это интересно? Что нового вы узнали в какой бы то ни было области?

2. Если вы увидели в этом какую-то эстетику, то какую? Насколько этот опыт может быть в принципе транслирован в художественную/кураторскую/аналитическую/критическую деятельность?

На вопросы OPENSPACE.RU ответили:

Елена БАКАНОВА, галерист (Paperworks)
Фаина БАЛАХОВСКАЯ, критик
Арсений ЖИЛЯЕВ, художник
Екатерина ЛАЗАРЕВА, художник, куратор
Анна КАБИСОВА, фотограф, студентка Школы фотографии имени Родченко (ее фильм, снятый на избирательном участке, вы можете посмотреть в материале о конкурсе «Око за око»)
Влад КРУЧИНСКИЙ, художник (его комикс о выборах смотрите здесь)
Александра ОБУХОВА, искусствовед, критик
Оксана САРКИСЯН, куратор, критик
Мария ЧЕХОНАДСКИХ, куратор

Сергей СИТАР, архитектор, теоретик, написал в ответ на наши вопросы эссе, которое вы можете прочитать здесь.
см. продолжение http://www.openspace.ru/art/projects/160/details/34984/


художник, новое время, выборы 2012, человек и время, особое мнение, психология, избиратели, люди и политика, гражданское общество, общество, анализ, познай себя, первоткрыватели, перспективы, молодежь, ответы на вопросы, добровольцы, новое, связь с народом, художник и власть, иди и смотри!, начни с себя, искусство, общение, за честные выборы, политические настроения граждан, избирком, действия, наблюдатель, свободные люди

Previous post Next post
Up