Оригинал взят у
ru_compromat в
К взрывам в минском метро может быть причастен сын Лукашенко Виктор Лукашенко, Фото с сайта Nn.by
Процесс по делу о теракте в минском метро, завершившийся вынесением смертного приговора двум обвиняемым - Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву, грозит обернуться скандалом. Наблюдатели и правозащитники отмечают, что доводы следствия были туманны, улики косвенные, а вина подсудимых осталась недоказанной и вызывает сомнение даже у потерпевших. По мнению наблюдателей и экспертов, власти спешат закрыть дело и не случайно. По новой версии, за взрывом на станции «Октябрьская» 11 апреля 2011 года, унесшем жизни 15-ти человек, могли стоять силы, связанные с сыном президента Белоруссии Александра Лукашенко Виктором, который занимает пост главы Совета безопасности страны.
Новую версию теракта в минском метро озвучил бывший командир спецназа МВД Белоруссии Владимир Бородач, находящийся в политической эмиграции в Германии. Выступая в эфире телеканала «Белсат», полковник провел параллель между терактами в Белоруссии в 2011 и в 2008 годах и заявил, что к взрыву в метро 11 апреля причастна группа, подконтрольная сыну президента Белоруссии, главе Совета безопасности Виктору Лукашенко.
Обновление кадрового состава
Бородач напомнил, что взрыв во время празднования официального Дня Независимости в Минске в 2008 году стал поводом для отставки государственного секретаря Совета безопасности Виктора Шеймана. Дело поставило точку в обновлении кадрового состава спецслужб, который Александр Лукашенко совершил ради личной безопасности во избежание номенклатурного переворота, сообщает интернет-издание «Белорусский партизан».
После взрыва в минском метро в 2011 году Лукашенко уже через несколько часов был на месте теракта вместе со своим младшим сыном Николаем. Очень нетипичное поведение для президента, который обычно чрезвычайно заботится о своей безопасности. Как выяснилось потом, в это время еще не были убраны трупы убитых.
Бородач считает, что «громкого теракта не хватало, он напрашивался сам в обстановке того психоза, который нагнетался в стране перед выборами (выборы президента прошли в Белоруссии в декабре 2010 года - прим.), и особенно после их проведения». «Возможность подобных мероприятий неоднократно озвучивалась руководством страны», - напомнил Бородач.
По его информации, на причастность к взрыву команды Виктора Лукашенко также показывают результаты экспертизы.
Отметим, что отставка Виктора Шеймана с поста госсекретаря Совета безопасности действительно стала знаковым политическим событием для Белоруссии. Шеймана в Минске называли не иначе как «серым кардиналом» власти. Бывший милиционер, пришедший во власть в 1994 году вместе с Александром Лукашенко, он изначально прославился тем, что обещал «с автоматом в руках защитить президента от всех неприятелей». Кстати, Шейман в этом очень даже преуспел - в 1999 году именно он стал главным подозреваемым в деле о преследовании политических противников Лукашенко - Виктора Гончара, Андрея Крассовского, Геннадия Карпенко и Юрия Захаренко. Тогда генеральная прокуратура даже выписала ордер на его арест. Но в ситуацию вмешался лично Лукашенко. Генпрокурор, подписавший ордер, был отправлен в отставку и, словно в качестве издевательства над ним, новым генпрокурором страны стал Виктор Шейман.
По мотивам отставки Шеймана с поста госсекретаря Совбеза Белоруссии незаивисмые политологи говорили, что причину отлучения Шеймана от президентского тела стоит искать в его непростых отношениях с Виктором Лукашенко, сыном главы государства. Незадолго до отставки Шеймана Александр Лукашенко назначил своего отпрыска секретарем Совета безопасности и своим помощником. При этом Виктор Лукашенко сразу не поладил с Шейманом. Отставка последнего увенчала их конфликт, говорили тогда эксперты.
Правозащитники и потерпевшие сомневаются
Напомним, на сегодня виновными в теракте в минском метро признаны два гражданина Белоруссии - 25-летние Дмитрий Коновалов (признан исполнителем) и его соучастник Владислав Ковалев. Как считает суд, Ковалев помог Коновалову доставить взрывное устройство на съемную квартиру и осуществил пособничество в приведении устройства в боевое действие. Коновалов признан виновным в том, что привез взрывное устройство в метро и осуществил взрыв. Коновалов также признан виновным в осуществлении взрыва в июле 2008 года в Минске в День независимости и во взрывах в Витебске 14 и 22 сентября 2005 года. Вчера Верховный суд Белоруссии приговорил обоих обвиняемых к высшей мере наказания - расстрелу.
По белорусским законам такой приговор является окончательным и обжалованию не подлежит. Между тем, как отмечает «Московский комсомолец», уверенности в виновности обвиняемых нет как у сторонних наблюдателей, так и у потерпевших. При этом судьбу приговоренных может изменить только президент Александр Лукашенко, которому они вправе подать апелляцию.
Так, наблюдавшая за процессом с самого его начала общественная активистка Наталья Паходня говорит, что ни одного реального доказательства обвинение не предоставило.
В свою очередь правозащитница Людмила Грязнова говорит, что все доказательства сводятся к формулировкам «мы считаем», «мы думаем», «экспертиза показала». «При этом, - по ее словам, - защитник Ковалева действовал очень профессионально. Он фактически доказал, что пленка, якобы доказывающая причастность подсудимых к преступлению, была смонтирована».
Версию о видеомонтаже, что примечательно, разделяют даже несколько потерпевших, которые в ходе судебного следствия сообщили, что, по их мнению, вина обвиняемых не доказана.
В том, что следствию так и не удалось доказать виновность задержанных, уверен и глава правозащитного центра «Правовая помощь населению» Олег Волчек. По его мнению, теперь власти пытаются быстрыми темпами расправиться с молодыми людьми, чтобы закрыть вопрос, сообщает газета «Коммерсант».
В действительности же, полагает правозащитник, за взрывом стоят совершенно другие силы. Как пояснил Волчек, прошедший службу в Афганистане офицером инженерно-саперной роты, собрать бомбу, взорванную в минском метро в апреле, мог только человек, имеющий очень серьезную минно-взрывную подготовку.
Античеловечное наказание
Между тем, смертельный приговор, вынесенный Коновалову и Ковалеву, спровоцировал резку критику Белоруссии в мире.
«Белоруссия, где правит последний диктатор Европы, приговорила двух человек к смертной казни. И если Александр Лукашенко не помилует их, то очень скоро обоих поставят на колени и выпустят им по одной пуле в основание шеи. Процесс не займет и двух минут. Сам теракт в Белоруссии, где нет истории террора, где нет этнической и религиозной вражды, выглядел странно, как и последующий суд, где подсудимые отказались от своих признаний», - пишет The Daily Telegraph.
С критикой на белорусское правительство обрушилась и правозащитная организация Amnesty International, всегда выступавшая за запрет смертной казни по всему миру.
«У нас есть серьезные основания полагать, что Коновалов и Ковалев подвергались насилию и что этот суд вряд ли отвечает международным стандартам», - говорится в заявлении главы программ Amnesty International в Европе и Центральной Азии Джона Дальхусьена, размещенного на официальном сайте организации. По его мнению, белорусское правосудие далеко от объективности и прозрачности, что «существенно повышает риск, что в итоге убиты будут невиновные люди».
«Смертная казнь - это невероятно жестокое и античеловечное наказание. Белоруссия - последняя страна в Европе и бывшем СССР, которая практикует ее. Мы настаиваем на том, что президент Лукашенко обязан немедленно наложить мораторий на смертную казнь», - заявил Дальхусьен.
Вскоре к зарубежным СМИ и правозащитникам присоединились и официальные политики.
Как сообщает Deutsche Welle, уполномоченный по правам человека при правительстве ФРГ Маркус Ленинг потребовал от правительства Белоруссии срочно заменить смертную казнь осужденным на тюремное заключение. Затем с обращением к Лукашенко выступил и генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд, призвавший незамедлительно ввести мораторий на смертную казнь. «Преступление, в связи с которым были осуждены обвиняемые, было варварским. Тем не менее, его жертвам и их родственникам нужна справедливость, а не месть», - заявил он.
Хроника расследования
Напомним, что взрыв в метрополитене Минска произошел вечером 11 апреля 2011 года. На станции «Октябрьская», расположенной в самом центре белорусской столицы, была приведена в действие начиненная поражающими элементами бомба мощностью в несколько килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате одиннадцать человек погибли на месте, более 200, в том числе пяти россиянам, понадобилась медицинская помощь. Четверо раненых впоследствии скончались в больницах.
Расследование теракта было стремительным - о раскрытии преступления президент Александр Лукашенко заявил уже 14 апреля. По подозрению в совершении теракта был задержан приехавший в Минск из Витебска рабочий тракторного завода Дмитрий Коновалов. В тот же день правоохранительные органы задержали и минского приятеля Коновалова Владислава Ковалева, у которого основной подозреваемый остановился.
Дмитрий Коновалов обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных чч. 1, 2, 3 ст. 289 УК («Терроризм»), чч. 2, 3 ст. 295 («Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ»), чч. 2, 3 ст. 339 («Злостное и особо злостное хулиганство»), ч. 2 ст. 218 («Умышленные уничтожение либо повреждение имущества»), ч. 1 ст. 14 и ч. 3 ст. 339 («Покушение на злостное хулиганство»), ч. 1 ст. 14 и ч. 2 ст. 218 («Покушение на умышленное уничтожение имущества»). Владислава Ковалева обвиняли по ч. 6 ст. 16 и ч. 3 ст. 289 («Соучастие в акте терроризма»), ч. 3 ст. 295, чч. 2, 3 ст. 339, ч. 2 ст. 218, ч. 2 ст. 405 («Укрывательство преступлений»), чч. 1, 2 ст. 406 («Недонесение о преступлении»).
В ходе судебного разбирательства Ковалев не признал свою вину, заявив, что его показания во время следствия были даны под давлением. Коновалов, в свою очередь, отказался во время суда отвечать на вопросы, заявив только, что признает свою вину во взрывах в июле 2008 года в Минске в День независимости и в апреле нынешнего года в метро. При этом он не признал своей вины по эпизодам, связанным с взрывами в Витебске в 2005 году.
По материалам:
NEWSru.com,
«Московский комсомолец»,
«Интерфакс»,
Gazeta.ru,
«Коммерсант»,
«Новые известия»