Долго откладывал написание поста про посещение музея Велимира Хлебникова.
Уж больно противоречивые чувства остались от экскурсии. Творчество Хлебникова всегда выделялось своим каким-то потаенным смыслом. Один "звездный язык" чего стоит. Не буду вдаваться в литературоведческие изыскания. Благо существуют прекрасные работы хлебниковедов. И правы, вероятны те, кто говорит, что, приходя в его музей, нужно не только созерцать картины и другие визуальные объекты изобразительного искусства, но и постараться понять тот смысл, который вложил Председатель земного шара в свои тексты.
Меня поразила трагедия вырождения рода Хлебниковых. Вот, кстати генеалогическое древо.
Подобно этому высохшему древу угасает род Хлебниковых, а вслед за ним и исчезает интерес к творческому наследию гениальному представителю этой семьи. Хотя, возможно, сейчас такое время, когда наше культурное наследие не в чести у современников?
Но возвращаюсь к экскурсии. Нас встретил настоящий подвижник - директор и хранитель дома-музея Велимира Хлебникова Мамаев Александр Александрович. Именно благодаря его подвижничеству и существует до сих пор в Астрахани этот музей.
Александр Александрович провел нас по обновленным залам музея, рассказывая о жизни и судьбе Велимира Хлебникова. На стендах можно было рассмотреть фото дореволюционной Астрахани, а также старинную карту огромной Астраханской губернии.
Затем мы проследовали в гостиную семьи Хлебникова.
После гостиной мы зашли в комнату сестры Велимира - Веры Хлебниковой: "
Дочь выдающегося ученого, сестра великого поэта, жена и мать известных художников, она тем не менее сумела сохранить индивидуальность своего творческого почерка. Ее таланту была свойственна "абсолютная правдивость" и "постоянная тихая деятельность". Неповторимость личности художницы драгоценна для потомков, поэтому негромкий голос Веры Хлебниковой ясно различим среди могучего многоголосия ее современников".
В рабочем кабинете воссоздан творческий беспорядок, свойственный многим поэтам. Отсюда и скомканные листы рукописей, брошеные на пол.
Следующая комната была посвящена, если не ошибаюсь, художнику Пётр Митурич, мужу сестры Велимира.
Следующая экспозиция в музее была посвящена творческим поискам Велимира Хлебникова.
А за следующими дверями нас ждала Смерть.
И напоследок еще фото из залов, предназначение которых я не запомнил.
Вот такой экскурс в мир Велимира Хлебникова получился у меня. Призрачная надежда на то, что с уходом хранителя музея не исчезнет он сам и экспонаты не пропадут.