Россия 2050. Мысли о том, что делать и куда идти.

Feb 24, 2013 10:12

Нашел очень интересный пост с обсуждением вариантов развития России в 2050 году.

Оригинал взят у ev_chuprunov в Россия 2050. Мысли о том, что делать и куда идти.



Часто сторонники власти говорят: «Только и можете, что критиковать. Сами же ничего не предлагаете».
Предлагаю. Для начала на суд своих ЖЖ-френдов предлагаю набросок под общим названием «Россия 2050» - называть это статьей, манифестом, программой действий не стоит. Все-таки, немного не тот формат. Скорее, определенные «мысли вслух» донесенные до аудитории. Представления автора о том, что мы делаем неправильно и куда стоит двигаться в дальнейшем. Соглашаться или нет - на личное усмотрение каждого. Конструктивная критика - приветствуется. Быть может, при будущем пересмотре политического устройства в РФ - эти мысли окажутся полезными.

1 - Отказ от дутого статуса сверхдержавы. Пожалуй, практически ничто не создало для современной России столько проблем, сколько наша гонка за эфемерным статусом сверхдержавы. Надо признать: ВВП США более чем в 10 раз превышает показатели РФ http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info. По итогам 2011 года мы находились на 9 месте в мире - а развивающиеся экономики дышат в затылок, причем понятно, что потеря 9 места лишь вопрос времени…
Численность населения Российской Федерации чуть более 143 миллионов человек. В то же время наш сосед - КНР - обладает населением более 1,3 миллиарда человек. В 10 раз больше, если грубо округлить. При этом Россия территориально является самой большой страной в мире.
Если говорить без прикрас, оставив в стороне ложный патриотизм (он же близорукость) - современная Россия является крупной континентальной державой, так или иначе входящей по большинству показателей в десятку влиятельных стран мира. В теперешнем своем состоянии мы не являемся сверхдержавой, способной претендовать на мировую гегемонию. Сами претензии нынешней власти на «многополярность» - читать сверхдержавность - во многом основаны исключительно на советском ядерном потенциале. Однако ядерный щит ветшает, вместе с ним стремительно ветшает наука. Вместе с уменьшением количества килотонн в тротиловом эквиваленте, которые РФ способна запустить в сторону условного противника - пропорционально уменьшается авторитет на международной арене.
Первая половина XXI века пройдет под знаком гонки США и Китая за право мирового доминирования. Попытка со стороны РФ влезть в «Большую игру» может закончиться весьма плачевно - по сценарию Первой Мировой. Территориальные потери, хаос, десятилетия разрухи и нищеты.
Собственно говоря, подводя итог первому пункту, России стоит сосредоточиться на внутренней политике и развитии, укреплении обороноспособности, а не игре в великодержавный статус. Слишком не равны силы. Игры в «великодержавие» очень нехорошо закончились для Германии. Сосредоточившись на реальных делах после войны, немцы стали одной из ведущих держав мира, при этом избегая конфликтов за гегемонию. Правильная и мудрая позиция. Закончу фразой П.А. Столыпина: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию».

2 - Отказ от донорской внешней политики. СССР и Российская Федерация в дальнейшем, всегда выступали в качестве донора для развивающихся стран. Кредиты, различная гуманитарная помощь - все это широким потоком утекало из страны. Широким жестом Россия прощала миллиардные долги своим должникам. Нам же, почему то, долгов не прощал практически никто.



Донорскую экономическую политику можно понять, если бы страны реципиенты (получающие) на десятилетия сохраняли союзническую верность СССР или РФ. Но нет - абсолютное большинство должников демонстративно плюют на русских, изображая страстную любовь к госдепу США, которые дали больше. Союзников, которые действительно лояльны Кремлю из чувства благодарности за оказанную помощь - можно посчитать по пальцам одной руки.
Вывод - больше никакой благотворительности. Вся внешняя экономическая политика должна строиться на корыстном экономическом расчете. За помощь - нужно платить. За кредиты - нужно выплачивать проценты. Единственное, применимо к кому стоит сделать исключение из данного правила - это государства-союзники, чья лояльность проверена временем. Здоровый прагматизм должен стать знаменем российской внешнеэкономической политики.

3 - Установление жесткого контроля за миграцией. За последние годы Россия превратилась в проходной двор. Москва перестала быть городом с преобладающим славянским населением. Вместо квалифицированных рабочих, врачей, ученых - т.е. вместо всех тех категорий мигрантов, которым рады страны с вменяемой миграционной политикой - к нам едет люмпен-пролетариат со всего бывшего СССР.



Люди без образования, с непонятными ценностями, противоречащими тем, к которым стремятся государства цивилизованного мира. Зачастую без знания (либо с недостаточным знанием) русского языка. Продолжение подобной миграционной политики является для России одной из самых актуальных угроз современности. За прецедентами далеко ходить не надо - Косовский сценарий, например. Регион наполняется чуждым населением, ассимиляции не происходит. Вместо этого происходит этнический конфликт, приводящий к развалу государства. Затем серия «арабских вёсен», приведших к падению ряда светских режимов и установлению власти религиозных фанатиков-исламистов. Сейчас джихадисты добивают Сирию. Не нужно быть большим экспертом в аналитике, чтобы предугадать, куда направится вся эта биомасса после падения режима Асада. Сначала в СНГ - затем, возможно, и в Россию.
Собственно говоря, российские власти своими руками сформировали на территории РФ потенциальный кадровый резерв для джихадистов.
Таким образом, пересмотр миграционной политики в пользу ужесточения - условие для выживания государства.

4 - Реформа образования. Никогда еще в истории России не было так много людей с высшим образованием. У кого по два, у кого по три. Юристы, менеджеры и прочие непроизводящие специальности уже давно превысили все возможные потребности государства. Кандидатские и докторские диссертации поставлены на поток - в Госдуме все сплошь доктора и академики. Однако цена этим академикам - грош. Если назвать вещи своими именами - в стране произошла профанация образования. Из-за этого процесса по производящим и научным ресурсам общества нанесен двойной удар.



Собственно, из этой ситуации есть только один выход - болезненный, жесткий. Демонтаж сложившейся системы образования. Учиться должны в первую очередь действительно способные люди. Какая польза науке от «троишников», получивших свои оценки за принесенные пакеты с конфетами и коньяком? Обществу необходимо качественное среднее образование, разносторонне развивающее людей и при этом делающее уклон на рабочие профессии. В Германии маляр учится не то два, не то три года. Потом практика. У нас же на поверку «маляр» - это гастарбайтер, возможно, впервые взявший валик в руки… Что же удивляться тому, что фасады отремонтированных зданий осыпаются в течение года после ремонта.
Реформа образования должна провести четкое разграничение - наука для одаренных людей. Уважаемый труд - для всех остальных. При этом нужно замещать сформированный в современном обществе стереотип, что человек без высшего вроде и не совсем человек. Специалист должен пользоваться одинаковым уважением, несмотря на то, является он токарем высшего разряда или доктором наук.
Основная цель реформы - ликвидация псевдообразования и навязанных ложных социальных стереотипов.

5 - Восстановление единого информационного пространства. Пожалуй, главная проблема нынешней России - развал созданного в СССР единого информационного пространства. Мышление людей проживающих в различных регионах страны зачастую просто полярно. Задача информационного пространства - создание базиса единых ценностей, создание концептуальных основ для органичного существования общества составленного из различных этносов.
Современная игра в религии, которые подменили собой информационную политику - нанесла колоссальный вред единству государства. Информационная политика подменена религиозной пропагандой с трибун. Религия, существовавшая в советский период как нечто личное, духовное, стала элементом политики. Вера способна быть информационным базисом в однородной этно-конфессиональной среде, но не в России.
Восстановление единого информационного пространства должно стать концептуальной задачей. Естественно, этот процесс не будет безболезненным, предсказуемо оказание сопротивления со стороны разного рода мракобесов, кричащих о давлении на их мировоззрение.

6 - Курс на снижение влияния религий в политической жизни. Курс на укрепление светских ценностей.
По сути, шестой пункт - логическое продолжение пятого. Сначала небольшая ремарка. Я верю в Бога. Однако я убежден, что вера - это часть внутреннего духовного мира человека, а не инструмент политики. Когда в обществе происходят процессы, в ходе которых религиозные фанатики пытаются вмешиваться в политику - ничего хорошего из этого не происходит. Средневековье тому пример.



Светские ценности, сочетающие в себе духовную базу всех основных религий - это единственная возможность для общественного развития такого государства, как Российская Федерация.

7 - Создание национальной производящей экономики. В современной РФ экономика носит преимущественно сырьевой характер. Есть целые отрасли промышленности, в которой национальное производство фактически не представлено.



Широкофюзеляжные самолеты, автопром, компьютеры и электроника. Все эти отрасли, так или иначе, существовали в СССР - в России же они практически полностью демонтированы.
Реформа образования (пункт 4) должна предоставить кадровую базу для возрождения национальной экономики.
Изначальный приоритет - создание современной электронной и станкостроительной промышленности. Имея в распоряжении кадровый резерв, а также развитые выше упомянутые отрасли производства - возможно будет выйти на производство полного спектра современной продукции.
Задача - создать максимально развитое производство полного цикла.

8 - Возрождение деревень. Полноценное использование пространства. Парадокс современной России в том, что при обладании самой большой в мире территорией, наше население преимущественно сосредоточено в десятке крупных городских агломераций.



Между тем, современные технологии и развитие транспортных коммуникаций позволяют использовать значительную часть территории страны, для создания компактных сельских поселений. Речь не идет о колодезном водоснабжении и канализации типа «нужник» - современная благоустроенная коттеджная застройка, водоснабжение, септики, электричество и Интернет. При подобных поселениях можно создавать моно-производства. Локализация вблизи районных и областных центров. Парадокс в том, что стоимость возведения вполне приличного четырех-пяти комнатного коттеджа где-нибудь в Ленинградской области, по стоимости равняется однокомнатной квартире в спальном районе Питера. При наличии удобств, работы, развитости транспортных коммуникаций - подобный тип поселений может стать достойной альтернативой мегаполисам.
К тому же, подобное решение позволит выправить демографию - без массового завоза мигрантов. Ремарка: поп Дмитрий Смирнов в борьбе за демографию предложил штрафовать бездетных. Гениально. Лучше бы этот батюшка предложил субсидировать молодым семьям строительство коттеджей - уверен, при таком раскладе и трое и четверо детей в семье вполне может стать нормой.

Послесловие: считаю, что очень важно не просто думать о будущем, но и проговаривать эти мысли вслух, записывать их. Страна не имеющая идеи, не имеющая смысла, не имеющая веры в будущее и представления о нем - похожа на корабль плывущий в никуда.

Точки зрения, Будущее, Размышления, Интересно, Прогнозы, Россия

Previous post Next post
Up