Пост Михаила Путилина
opeka_astrakhan о проведении "
Года Голландии в России и Года России в Голландии в 2013 году" - "
Приглашаем к участию в работе по включению Астрахани в программу NLRF2013" натолкнул меня на поиск материала об истории взаимоотношений России и Голландии, а также о "Голландском следе в истории Астраханского края".
Астрахань и голландцы?
Казалось бы, какая связь между далекой Голландией и нашим краем. Но если вспомнить, что энергичные голландцы задолго до англичан создали первую морскую империю, чьи владения были разбросаны по всему миру, то нет ничего удивительного в том, что голландские следы можно найти и в истории Южного форпоста России на Каспии. Там, где есть море, всегда можно было найти голландцев, прекрасных корабелов, отважных первооткрывателей неизвестных земель, торговых негоциантов, которые одними из первых установили торговые связи с молодым Российским государством.
Очень много голландских купцов отправлялись в далекие путешествия в страны загадочного тогда для европейцев Востока. И часть из них выбирала путь через Астрахань. Благодаря их путевым заметкам мы можем узнать, как выглядел наш город много веков назад.
Голландский купец И. Стрюйс, писал про Астрахань того времени: «Город Астрахань расположен на острове Долгом, отделяющем Европу от Азии…Издали он красивее, нежели вблизи, потому что в нем много башен и колоколен…в настоящее время как по величине, так и по красоте он принадлежит к значительным городам в Московии». Другой голландец, И. Масса, увидел новую Астрахань, «украшенную московскими нарядными церквями и башнями, гораздо красивее прежней. Переселенные в город московиты и поселившиеся там добровольно в короткое время достигли благоденствия и умножились, так что город теперь расцвел больше, чем когда-либо прежде». Величественные архитектурные постройки отражали самобытную жизнь города и призваны были прославить могущество и силу России и ее государя.
Также благодаря голландским корабелам был заложен первый российский корабль "
Орел", выходивший в боевой дозор в неспокойных водах Волги в 17 веке во времена правления царя Алексея Михайловича, отца будущего царя-морехода, российского императора Петра Великого, основателя Каспийской флотилии".
Фрегат "Орел"
Первый русский корабль западноевропейского образца - 22-пушечный "
Орел".
Конраад Деккер на своей гравюре "
Вид города Астрахани и фрегата "Орёл" с флотилией. 1670" запечатлел первый русский фрегат на волжском рейде на фоне астраханского Кремля.
С развитием Российского государства крепли внешнеторговые и культурные связи России и Голландии. При Петре Великом в Россию приехало много голландских мастеровых, которые стали учителями русских корабелов. И в наши дни традиции российско-голландского сотрудничества продолжаются. Уверен, что объявленный "
Год Голландии в России и Год России в Голландии в 2013 году" пособствует появлению новых совместных проектов. Астрахань с полным правом может стать местом реализации этих проектов.
Об этом пойдет разговор завтра в среду 30 января на встрече
с региональным министром международных и внешнеэкономических связей Денисом Афанасьевым и обсуждение предложений (мероприятий) по включению Астраханской области в программу Года Голландии в России - Года России в Голландии.
Я планирую прийти на это мероприятие и предложить свои варианты проектов )))))