…проходили дни и недели, не принося с собой ничего нового.
Все оставалось по-прежнему, менялись только названия книг, которые он читал,
и каждая прочитанная книга, каково бы ни было ее содержание, словно подчеркивала то,
что Роберт знал уже раньше, именно, что жизнь проходила мимо него.
(Гайто Газданов «Пилигримы»)
Ну что ж, год уже почти подошел к концу - пора, пожалуй, подвести киноитоги (похоже, у меня это уже становится такой же привычкой, как прежде «простыни» про снукер).
В этом году, как и в предыдущие два года, в моем зрительском «рационе» по-прежнему преобладали корейские фильмы и сериалы. Однако было и два отличия. Во-первых, в конце прошлого года я набрела на
одну книгу о корейском кинематографе, которая возбудила мое любопытство - но, прежде чем к ней приступать, я решила ознакомиться с фильмами, о которых в ней говорится, так что у меня впервые появилось некое подобие плана при выборе фильмов к просмотру (впрочем, по этому списку я продвигаюсь на удивление медленно). Во-вторых, возросла доля фильмов и сериалов, которые я посмотрела по рекомендации
primus_sile, причем не только корейских (но статистику я все-таки по-прежнему веду лишь по этой категории, хоть и сама не знаю, зачем…).
1. 6/45 (2022) - образно говоря, «Спортлото-82» в декорациях «Объединенной зоны безопасности». Веселая штука (и отдельное удовольствие - замечать отсылки к «ОЗБ»).
2. «Детектив Хон Гиль-дон: исчезнувшая деревня»/Phantom Detective (2016) - нуарная недобрая сказка.
3. «Оттепель»/Bluebeard (2017) - интересный триллер, в котором границы между правдой и ложью, реальностью и галлюцинациями постоянно сдвигаются и размываются.
4. «Реальный вымысел»/True Fiction (2018) - еще один фильм, где, как и в «Паразитах» и «Зверях, хватающихся за соломинку», персонажи не вызывают сочувствия, но история увлекательная, со множеством поворотов.
5. «Без сочувствия к грубым»/No Mercy for the Rude (2006) - эксцентричная трагикомедия, временами с легким привкусом абсурда, немного напоминающим «Болтливых киллеров».
6. «Мужчина и женщина»/A Man and a Woman (2016) - неспешная и немного грустная история про двух не очень счастливых людей. (Мне попадались комментарии о том, что это якобы «романтизация измены», но мне вовсе так не показалось.)
7. «Тоже»/Ditto (2022) - милая и трогательная (хотя местами несколько грустная) сказка.
8. «Мой аджосси»/My Mister (2018) - неторопливо и жизненно (хотя некоторые персонажи, честно говоря, немало раздражали).
9. «38 параллель»/Taegukgi: The Brotherhood of War (2004) - история о войне, показанная через призму судеб двух братьев. Признаюсь, временами возникало ощущение слишком явного манипулирования зрительскими эмоциями.
10. «Река Туманная»/Dooman River (2010) - грустный фильм о жизни в нищей глубинке и о человеческой разобщенности.
11. «Сочувствие госпоже Месть»/Lady Vengeance (2005) - среди фильмов Пак Чхан-ука этот, пожалуй, не войдет в число моих любимых, но все равно было интересно. Красиво, иронично, местами с легким привкусом сюрреализма.
12. «Пятеро»/The Five (2013) - как и «Сочувствие госпоже Месть», это тоже история о мести, но более «реалистичная»: в данном случае все происходит не так гладко и изящно.
13. «Урок этики»/An Ethics Lesson (2013) - я бы назвала этот фильм черной комедией (хотя в описаниях на киносайтах этот жанр почему-то не упоминается). По ощущениям тоже немного напомнило «Зверей, хватающихся за соломинку».
14. «Убийство»/Assassination (2015) - на мой взгляд, несколько затянуто и навороченно. Из фильмов со схожей тематикой лично мне более интересным показался «Секретный агент» Ким Джи-уна.
15. «Вперед, семидесятые»/Go Go 70’s (2008) - история о бунтарской музыке в несвободные времена, закономерно немного грустная, но с зажигательным саундтреком.
16. V.I.P. (2017) - любопытное пересечение темы маньяков и темы Севера и Юга. Может быть, местами не совсем правдоподобно - но атмосферно.
17. «Таксист»/A Taxi Driver (2017) - фильм по мотивам реальных событий, который уже в силу своего содержания не может не вызвать эмоционального отклика - но местами у меня, как когда-то с «Игрой в кальмара», возникало ощущение слишком явной «сконструированности» этой истории и манипулирования зрительскими эмоциями.
18. «Мятная конфета»/Peppermint Candy (1999) - грустная история о том, как эпоха уродует человека.
19. «Связь: ешь, люби, убивай»/Link: Eat, Love, Kill (2022) - коктейль из детектива/триллера, комедии и романтики. Симпатично, но, пожалуй, немного затянуто. Последние серии я смотрела в основном ради очаровательной собачки.
20. «Женщина, которая убежала»/The Woman Who Ran (2020) - неспешный фильм Хон Сан-су, в котором, казалось бы, почти ничего не происходит - но при этом интересно подмечать переклички и параллели между тремя частями, на которые он раскладывается.
21. «Холм свободы»/Hill of Freedom (2014) - еще один неторопливый фильм Хон Сан-су - но в отличие от двух других его фильмов, которые я видела, этот мне показался довольно скучным. Единственный относительно интересный момент - рассыпавшиеся и перемешавшиеся страницы письма как предлог для нелинейного повествования.
22. «Тайная миссия»/Secretly, Greatly (2013) - история про северокорейских шпионов на Юге, с причудливым смешением жанров и эмоциональными «американскими горками».
23. «Один день»/A Day (2017) - небезынтересный триллер с временной петлей (которая становится поводом для размышления об ответственности за свои поступки).
24. «Исчезнувшее время»/Vanishing Time: A Boy Who Returned (2016) - визуально красивая, но немного грустная сказка.
25. «Тоже»/Ditto (2000) - оригинал, по которому снят ремейк 2022 года (см. выше). Почему-то от этой версии осталось более грустное «послевкусие».
26. «Сигнал»/Signal (2016) - детектив с элементами фантастики (снова игры со временем), может быть, не идеальный, но увлекательный.
27. «Рыбак»/The Book of Fish (2021) - еще один фильм, от которого у меня иногда возникало ощущение «сконструированности» - но в данном случае это не мешало получать удовольствие как от сюжета, так и от визуальной красоты (кстати, говоря о визуальной стороне, хочется отдельно отметить прием с переходом между черно-белым и цветным изображением).
28. «Воины рассвета»/Warriors of the Dawn (2017) - зрелищно, и Ё Джин-гу в роли Кванхэ-гуна хорош… но как-то не попало в настроение.
29. «Маскарад»/Masquerade (2012) - вариация на тему «Принца и нищего», где действие разворачивается в эпоху Чосона. Временами забавно, временами трогательно, но в конечном итоге довольно грустно.
30. «Точка R»/R-Point (2004) - хоррор, действие которого разворачивается на фоне войны во Вьетнаме. Пожалуй, не столько страшно, сколько вызывает ощущение тоскливой безысходности, и возникает соблазн истолковать этот сюжет как метафору бессмысленности любой войны вообще.
31. «Караульный пост 506»/The Guard Post (2008) - зомби-хоррор как повод для размышления об ответственности/безответственности, трусости, эгоизме и самопожертвовании.
32. «Гость»/The Piper (2015) - вариация на тему легенды о Гамельнском крысолове в реалиях послевоенной Кореи. Жутковато и сильно.
33. «В нашем мире»/The World of Us (2016) - размышление о том, что детство - порой вовсе не столь безоблачная пора, как кажется многим. Честно говоря, до сих пор фильмы о детях не вызывали у меня интереса, но этот стал исключением.
34. «Изящная ложь»/Thread of Lies (2014) - в этом фильме затрагиваются во многом те же темы, что и в предыдущем: дружба (настоящая и фальшивая), одиночество, школьная травля… Здесь, правда, история более трагичная, хоть и с нотой надежды в конце.
35. «Холодная ночь»/Bleak Night (2010) - снова во многом те же темы (подростковые проблемы и взаимоотношения, дружба/вражда, одиночество, школьная травля…), но в несколько ином ключе. Признаюсь, мне было довольно сложно испытывать сочувствие к главному герою (хотя отвлеченно, рассудком, его страх одиночества и желание признания можно понять) - зато не без удивления поймала себя на том, что мне близок и понятен один из его друзей.
36. «Торг»/Bargain (2022) - довольно бодрая черная комедия, в которой по мере развития сюжета градус абсурда все нарастает и нарастает.
37. «Истребители духов»/Ghost Sweepers (2012) - коктейль из комедии и мистики/хоррора. Впрочем, не слишком страшно, да и не особо смешно.
38. «Король свиней»/The King of Pigs (2022) - очень сильный и увлекательный сериал, несмотря на то что в нем затрагиваются тяжелые темы (школьная травля, неприглядные стороны человеческой натуры и общества в целом и т.п.).
39. «Рождественская песнь»/A Christmas Carol (2022) - зарисовка на тему человеческой подлости и жестокости. Кстати, символично, что из упомянутой в названии песни на протяжении всего фильма раз за разом звучат только первые строки, в которых говорится о снеге, холодном ветре и суровой зиме - это вполне соответствует общей атмосфере.
40. «День славы»/One Way Trip (2016) - признаюсь честно, давно мне не было так тоскливо после фильма - ни после «Хороших друзей» (с которыми «День славы» роднит тема «если друг оказался вдруг…»), ни даже после такой беспросветной чернухи, как «Рождественская песнь».
41. «Поэзия»/Poetry (2010) - некоторыми моментами этот фильм мне слегка напомнил «Мать» Пон Джун-хо (в том числе тем, что здесь, среди прочего, тоже затрагивается тема памяти/забвения, хоть и по-другому). Но вообще от самой истории в целом впечатление довольно неоднозначное.
42. «Эйч»/H (2002) - причудливый детектив/триллер, очень навороченный и не вполне реалистичный.
43. «Шестой подозреваемый»/Tell Me Something (1999) - еще один довольно замысловатый детектив/триллер. Он мне понравился больше, чем «Эйч», но, как и в случае с «Эйч» (а до того - с «Оттепелью»), в итоге осталось ощущение, что некоторые детали я не до конца поняла.
44. «Украденная личность»/Unlocked (2023) - небезынтересный триллер на злободневную тему.
45. «Расхитители могил»/Collectors (2020) - бодрая авантюрная комедия.
Еще не знаю, буду ли я продолжать эти «хроники» в дальнейшем, но хотелось бы надеяться, что возможность смотреть кино по-прежнему будет. (А уж поводы для эскейпизма, боюсь, так или иначе останутся в любом случае…)