(Untitled)

Jul 26, 2023 00:56

Смотрю сериал "Задача трех тел" по одноименному роману Лю Цысиня - и как в свое время при прочтении книги, так и теперь при просмотре меня слегка удивляет одна вещь: [спойлер]почему Е Вэньцзе полагала, во-первых, что человечество возможно "обуздать" и изменить к лучшему (пусть и путем вмешательства внешних сил), а во-вторых, что представители технически Read more... )

impressions, как я люблю синематограф, observations

Leave a comment

far_head July 26 2023, 17:12:25 UTC
В среде футурологов действительно считается, что более развитая цивилизация по идее должна быть моральной и благородной, ибо только так она смогла (как бы по факту, если уж она дает о себе знать) преодолеть все неизбежные гуманитарные кризисы и не уничтожила саму себя.
Смотрел несколько роликов научпопа в ютубе на эту тему. :)

Reply

mardarius July 26 2023, 17:37:44 UTC
На это можно возразить, что а) может быть, они еще просто не успели себя уничтожить и все еще впереди, и б) даже если эта цивилизация действительно смогла сдержаться и самоуничтожение ей не грозит, это вполне могло быть обусловлено чисто прагматическими соображениями, а вовсе не моральными и гуманистическими - а значит, нет никаких гарантий, что при контакте с "низшей" цивилизацией она проявит благородство и гуманность. И если посмотреть на примеры из человеческой истории, то почему бы не допустить, что и гипотетические другие цивилизации способны поступать так же?

В общем, мне все-таки кажется, что эта точка зрения наивна и чересчур оптимистична (а заодно, может быть, отдает и некоторой самовлюбленностью: "Мы - человечество - такие замечательные, уж конечно, нас не станут обижать и истреблять?" - а почему бы нет, собственно?)

Reply

far_head July 26 2023, 20:08:13 UTC
Почему считается, что условные инопланетяне должны быть гуманны - сам выход в космос требует такого огромного приложения сил всего общества, что варварские системы должны отвалиться сами собой как бы и не оставить следа во Вселенной ( ... )

Reply

mardarius July 26 2023, 20:27:29 UTC
Ну вот в "Задаче трех тел" как раз сценарий из серии "сходить награбить ресурсов", а точнее - покинуть планету, на которой стало невозможно жить, и найти что-то более пригодное для жизни. И ведь, если подумать, такой сценарий выглядит ничуть не менее правдоподобным и вероятным, чем "любопытство и стремление наладить связь с другими разумными существами" - но о нем почему-то нередко забывают.
Так что да, приходится признать, что земная логика немного однобока

(А что касается политических систем - мне в последнее время начинает казаться, что здесь не все однозначно и что в конечном счете это всё "слова, слова, слова", а человеческая сущность везде одинакова, стоит слегка поскрести - и вылезет наружу, независимо от политических ярлыков)

Reply

far_head July 26 2023, 21:08:26 UTC
Да, сценарий "покинуть родную планету, потому что на ней стало невозможно жить" часто обыгрывается в кино "про инопланетян ( ... )

Reply

mardarius July 26 2023, 21:17:56 UTC
С терраформированием все-таки многовато возни, особенно если в поле зрения уже попался пригодный для жизни вариант. Тут уж наверняка возникнет соблазн прилететь на готовое, а местные - извини-подвинься. Соблазн вполне естественный - и опять же мне кажется, было бы наивно полагать, что он может возникнуть только у людей.
Так что, может быть, оно и к лучшему, что вселенная молчит.
(Хотя, похоже, все движется к тому, что человечество благополучно самовыпилится и без всякой помощи извне...)

Reply

far_head July 26 2023, 22:30:29 UTC
Да, верно, многие футурологи так и считают, что очень хорошо, что молчит. :)))
Мы ведь не знаем психологии гипотетических гостей, а все что нам не известно нами воспринимается как возможная угроза, и совершенно верно воспринимается.
Повторюсь, оптимистический сценарий мы строим лишь исходя из своей логики (надо преодолеть внутренние разногласия и тогда технический прогресс совершит нужный нам скачок), а как оно может быть на самом деле очень сложно сказать, мы ведь еще не определились окончательно что такое вообще разум.
Кстати, вот сейчас поймал себя на мысли - а ведь такие проблемы могут стать в ближайшем будущем отнюдь не гипотетическими, а вполне реальными, только в качестве "инопланетян" может выступить искусственный интеллект. :)

Reply


Leave a comment

Up