Недетские игры

Oct 01, 2021 22:40


...Ведь мы играем не из денег,
А только б вечность проводить!
(А.С. Пушкин)

Порой, чтобы избавиться от засевших в голове мыслей, бывает полезно их записать. Попробую-ка я так и сделать.

Посмотрела я тут недавно новый сериал - "Игра в кальмара" ("Squid Game"). Привлекло меня в первую очередь прочитанное некоторое время назад краткое описание: это история людей, каждому из которых позарез нужны деньги, поэтому, когда они получают соблазнительное предложение - поучаствовать в турнире с очень щедрыми призовыми, где надо будет всего-то играть в детские игры, - то все соглашаются. Разумеется, вскоре обнаруживается, что игры далеко не такие безобидные, как они полагали, но деваться уже некуда, тем более что "на воле" каждый из героев тоже находится в практически безнадежной ситуации. Эта концепция мне показалась интересной (видимо, затронула садистскую струнку в моей душе), и я приступила к просмотру.

Впечатления, признаюсь, оказались несколько неоднозначными.

Итак: бодрое начало. (Меня очень позабавила сцена в первой серии, где главного героя "вербуют" в игру: [Spoiler (click to open)]день не задался чуть более чем полностью, и даже поезд в метро закрыл двери прямо перед носом и уехал. И вот, пока главный герой сидит на лавочке в ожидании следующего поезда, к нему подходит незнакомец в деловом костюме и предлагает сыграть на деньги в "такджи" (ddakji - игра, в целом напоминающая то, что во времена моего детства называлось "сотки"). Когда герой отвечает, что денег у него нет, незнакомец идет на уступку: "Если вы выиграете, я вам плачу; если проиграете - даю вам пощечину". И вот, когда герою, уже схлопотавшему бессчетное число раз по физиономии, удается наконец перевернуть фишку противника, он издает торжествующий вопль, замахивается, чтобы влепить тому оплеуху... и когда таинственный незнакомец ловко перехватывает его руку и вкладывает в нее купюры, на лице героя отражается сначала недоумение, а потом даже почти разочарование: он так увлекся, что в азарте уже совсем забыл про деньги.) Затем - сильная середина (шестая серия - вообще огонь). Да, некоторые приемы и повороты были, пожалуй, для "насмотренного" зрителя несколько предсказуемы - но лично у меня было занятное ощущение: четкое осознание того, что авторы беззастенчиво нажимают на зрительские кнопочки, и даже ясно, как и на какие - но это делается так качественно, что, как ни парадоксально, протеста не вызывает. А вот от последней серии неожиданно возникло ощущение разочарования, потому что в ней вдруг стало слишком много предсказуемостей, да к тому же внезапно появились логические неувязки. (Например, [Spoiler (click to open)]нам сообщается, что герой положил выигранные деньги в банк и целый год к ним не притрагивался - но на что же в таком случае он жил? Ведь в начале истории мы узнаем, что он безработный и по уши в долгах - и кредиторы прямым текстом обещают разобрать его на органы, если он не вернет должок в течение месяца.) И самое главное - трансформация, которая происходит с главным героем в конце, выглядит как-то очень уж неубедительно с психологической точки зрения.

Тут я сделаю небольшое отступление и отмечу, что некоторые зрители ворчат: дескать, все уже украдено до нас в этом сериале все сплагиачено с нескольких японских фильмов и сериалов на схожую тему. Признаюсь, я их не смотрела, а только почитала краткие описания - но, насколько я могу судить, между ними и "Шестым раундом" есть как минимум одно принципиальное отличие: хотя исходная предпосылка в "Шестом раунде" и является несколько фантазийной, но подана она "приземленно", встроена в современную реальность и повседневность. Здесь нет никакой мистики или фантастики (научной или не очень), никаких сверхъестественных сил. Просто группка богатых мерзавцев для своего развлечения устраивает такие вот жестокие игры (согласитесь, на фоне всяких теорий заговоров про "тайное мировое правительство" и тому подобное, в которые верит множество людей, такое допущение не выглядит очень уж невообразимым); персонал, обслуживающий эти игры, - подневольные люди (кроме разве что самой верхушки организации), и за нарушение правил их убивают так же легко и быстро, как игроков. [Немного офф-топ](Кстати, попалась сегодня в интернете занятная теория, что, возможно, и вербуют их так же, как игроков, через игру в такджи, а какую роль они будут выполнять - игроков или "надсмотрщиков" - зависит от того, какого цвета квадратик они выбирают; в сериале об этом ничего не говорится, но выглядит правдоподобно.) И игроки тоже сплошь самые обычные люди, в большинстве своем не слишком привлекательные и вовсе не всегда вызывающие сочувствие (тем более что многие из них загнали себя в яму сами, и в игре все участвуют добровольно - и когда игру прерывают и всех отпускают, а потом предлагают вернуться, то возвращаются почти все). Одним словом, все внимание здесь сосредоточено на человеческой природе и психологии, на отчаянии и жадности, проявлениях подлости и самопожертвования (последнее, увы, является, скорее, исключением). "Человеческое, слишком человеческое".

И вот главного героя авторы тоже решили сделать негероическим - и им это удалось, и даже слишком хорошо удалось. В этом-то и заключается проблема, потому что именно из-за этого его трансформация в финале и выглядит сомнительной. Ленивый, трусоватый, слабохарактерный бездельник, который без зазрения совести тырит деньги у старушки-матери, чтобы тут же спустить их на скачках (а потом и в игре в какой-то момент поддается соблазну немного смухлевать), - вдруг преображается в героя, намеренного сражаться за справедливость? Хм... ну не знаю, не знаю... (Лично я на месте сценаристов поставила бы в последней серии точку после того, как [Spoiler (click to open)]главный герой возвращается домой и обнаруживает, что мать померла, так и не дождавшись его. Мне кажется, такая концовка была бы более логичной - и в каком-то смысле даже заслуженной. Да, я знаю, я добрая.)

Подозреваю, что авторы таким образом закинули удочку на второй сезон (и даже не одну - например, оставлена лазейка для возможного возвращения еще одного из персонажей и не прояснена история его брата и то, как он оказался причастен к игре). Но, мне кажется, зря они это делают: сиквелы почти всегда оказываются слабее оригинала. Так что лучше бы остановиться, не рискуя не удержать планку, которая и так уже пошатнулась.

В общем, немного грустное послевкусие осталось в итоге. Надо бы, пожалуй, развеяться каким-нибудь детективчиком "...и погрузиться в атмосферу / Уютных маленьких убийств" (primus_sile, спасибо за этот стишок).

А это вот будет мне очередной "магнитик на холодильник":

image Click to view


Source

позаимствовано с youtube, de la musique avant toute chose, impressions, как я люблю синематограф

Previous post Next post
Up