22 июля 1972 года т/х «Профессор Керичев» Северо-Западного Речного Пароходства совершал свой обычный рейс с грузом руды из Кандалакши на Череповец. Экипаж состоял из 16 человек, в том числе было два практиканта из ростовской мореходки. Погода была хорошая, видимость прекрасная, ветер С-СЗ, умеренный до 10 - 12 м/с. На мостике службу обеспечивал старший штурман.
Танкер «Волгонефть-66» пароходства «Волготанкер» перевозил сырую нефть из Сызрани на Финляндию. Рейс для этого типа судов был так же совершенно рядовым, служба неслась согласно штатному расписанию.
Никто из этих людей даже представить себе не мог, что через несколько минут их судьбы и жизни поделятся на до и после. Кому-то из них все дальнейшие события будет мешать спать по ночам, а кто-то навсегда уйдет в свой последний рейс.
Эти суда двигались навстречу друг другу по Волго-Балтийскому каналу. Танкер держался правой стороны судового хода, а сухогруз следовал ближе к левой его бровке. На 685 километре вахтенный танкера получил визуальный контакт с сухогрузом, который в тот момент находился близи Марьевской прорези, а точнее на 688 километре. Вахтенные на мостиках договорились по УКВ связи об исполнении маневра расхождения и подтвердили это импульсными отмашками с бортов.
При непосредственном сближении судов с т/х «Профессор Керичев» по УКВ поступил доклад от старпома: «У нас вышло из строя рулевое управление! Немедленно работайте назад!!!» Старпом танкера отреагировал мгновенно и перебросил рычаги ДАУ танкера на режим «Полный назад». К этому моменту на рулевой мостик танкера поднялся капитан. Моментально оценил обстановку и поняв, что столкновение неизбежно, он дает команду рулевому «Право на борт». Танкер начинает маневр уклонения вправо, но спустя несколько секунд касается кромки судового хода, теряет скорость и останавливается на бровке. Места для полноценного маневрирования и уклонения от удара в условиях плавания по судовому ходу не было.
Нос т/х «Профессор Керичев» все больше и больше уклонялся влево и, хотя его машины работали "Полный назад", инерция заставила судно пересечь осевую судового хода и штевень сухогруза вспорол корпус танкера в районе 3 и 9 танков. Угол при столкновении был около 50 градусов и нос т/х «Профессор Керичев» вошел в танкер, словно раскаленный нож в масло.
Суда остановились, сцепившись у правой кромка канала. На танкере загодя была объявлена аварийная тревога и его экипаж, опасаясь пожара и взрыва, моментально покинул борт и направился к берегу на спасательных шлюпках. Машины «Керичева» работали полным ходом назад, гася инерцию движения вперед и в конце концов выдернули нос судна из корпуса «Волгонефти».
Из образовавшейся пробоины размером 4,5 х 6 метров, наружу хлынула сырая нефть. В момент выхода штевня «Керичева» из пробоины в танкере, произошло искрообразование и место столкновения накрыл объемный взрыв паров сырой нефти и последующее ее воспламенение по всей площади нефтяной пленки на воде. «Керичев» медленно отходил. Ветер стал наваливать горящую массу нефти на него и в конце концов, горящая нефть окружила судно полностью. На судне начался объемный пожар, который охватил его сразу же и по всем конструкциям.
Жар пламени скручивал стальные балки и плавил стекла, носовая мачта стала принимать форму сабли под его воздействием, а иллюминаторы просто сползали по корпусу медленными потеками. Судно было обречено. Времени на эвакуацию у экипажа «Керичева» не было, поскольку ситуация объемного пожара имела взрывной характер и предпринять хоть какие-то действия по спасению людей не представлялось возможным. Все 16 человек, старшему из которых было всего лишь 32 года, погибли в этом адском костре.
Поскольку горящая нефть отжималась ветром от танкера и вероятность объемного пожара и взрыва была минимальной, капитан отдал команду вернуться на борт и приступить к борьбе за живучесть судна. Разумеется, это произошло не сразу, а спустя несколько часов. Экипаж танкера вернулся на борт и ликвидировал очаги возгорания, отстояв судно у огня. К тому моменту к нему на помощь уже подошло несколько судов. На танкере пострадавших не было. Члены команды танкера подошли на мотоботе к горящему «Керичеву» так, как позволила обстановка, осматриваясь и вызывая криками людей. Никого не обнаружив, они вернулись к танкеру. К тому моменту (по версии следствия), экипаж т/х «Профессор Керичев» в полном составе спустился в машинное отделение в надежде переждать там пожар. Их тела в последствии там и были обнаружены. По счастливой случайности боцман т/х «Профессор Керичев» в этот рейс не пошел по семейным обстоятельствам и остался по эту сторону жизни.
Общими усилиями остов "Керичева" был потушен почти через сутки после случившегося. Сгоревший корпус теплохода «Профессор Керичев» был отбуксирован с места трагедии и еще долго использовался в виде пристани.