Жизнь в пути

Apr 13, 2009 22:46


Осилила, наконец, книжечку про Зейналабдина Ширвани (1780-1838). Это азербайджанский поэт, путешественник, ученый, мыслитель и т.д. Книжечка очень маленькая. Но я ж медленно читаю. Даже не читаю, а проживаю жизнь, описанную в книге. Но очень было интересно. Столько фактов, столько названий. Этот человек чуть ли не пешком прошёл от Китая до Болгарии, собрал огромное количество историко-географического материала, общался с многими народностями... наверное, сложный в быту был человек... Но очень знаменитый в своё время. Он общался с учёными, религиозными деятелями, правителями и простыми нищими. Для своего времени у него были оченьпродвинутые взляды. Он отрицал религиозный фанатизм, за что не раз был гоним фанатиками, которые отбирали его сочинения и сжигали. Кроме религиозного фанатизма он не признавал невежество и ограниченность. Гуманность и справедливое отношение к людям - ценности, которые Ширвани почитал за главные в своей жизни - даже сейчас кажутся дикими и нелепыми, не говоря уже о том, как тяжело приходилось ему, если он верил в них и своими делами и поступками постоянно подтверждал.

Ну и теперь заметки (курсивом выделены отрывки из книги)

1) Из Иранского Азербайджана Зейналабдин направляется к югу в Курдистан. Путешественник не раз посещал этот край, вёл беседы с его жителями. Он побывал во многих городах, селениях, горах и долинах этой части Ирана. Он пишет: "Курдистан известен своим хорошим климатом. Включает в себя древние города, крупные поселки, целые благоустроенные районы, хорошие селения. Их окружают высокие горы и плоскогорья, а между ними множество пастбищ, бесчисленные луга... На востоке с Курдистаном граничит Ирак-е аджам, на западе - Ирак-е араби рабиа, на севере - Армения и Азербайджан, а на юге - Хузистан. Большую часть территории Курдистана занимают горы и плоскогорья, и лишь небольшая часть приходится на степи и пустыни. Население - главным образом курды... остальные - тюрки, таджики и арабы. Меньше христиан и евреев..." Вооот, значит у моих далёких предков была своя страна всего 200 лет назад. А теперь - разрозненные экстремистские поселения, безуспешно пытающиеся добиться статуса независимого государства... Ага, кто ж им теперь даст, после истории с Израилем. Курдистан Ширвани описывает в книге "Риязус сияхе" в третьем разделе.

2) "... независимо от национальности, везде есть хорошие и плохие люди. В мире оставить хорошее и доброе имя гораздо лучше, чем золотой дворец..."

3) Ширвани встречался с правителем этого края [Малый Тибет] Ибрагим-ханом и имел с ним беседы. Вот содержание одной их них: "Я, бедный, спросил у хана - разве мучить людей справедливо? Он ответил: "Люди обладают разными характерами и различаются по четырём признакам. Они бывают: 1) человеколюбивые, 2) спокойные, 3) подчинающиеся тирании, 4) безразлично относящиеся ко всяким вещам. Совершенный человек тот, который понимает, что эти четыре особенности могут присутствовать в характере того или иного человека, и действуют в соответсвии с этим". Г.З. Ширвани, говоря об отношении к людям, замечает: "С хорошим человеком надо обращаться хорошо, с плохим - плохо. там, где цветы, надо быть цветком, там, где колючки, надо быть колючкой".

4) Ширвани был не только путешественником, но ещё и поэтом. Многие современники отмечали его высокий поэтический талант:
Смотри, каким ничтожным стало время,
Движение созвездий изменилось,
Возвысило небо подлых,
Созвездия сделали несчастными великодушных,
Поднявшие голову, эти подлые,
Принесли другие правила и традиции.
У того, кто более невежествен,
Дела более улажены,
Тот, кто знает, что такое наука и мир,
Не может жить хоть одно мгновенье.

5) З. Ширвани был великим просветителем своего времени. Он писал, что только наука и разум человека являются средством спасения от невежества. Ему принадлежат слова: "Знай твердо: только обладающий разумом видит мир таким, каков он есть".

6) В своих сочинениях Ширвани не отдаёт предпочтения ни одной религии, чем вызвал ярость фанатиков-мусульман, более того, у него немало строк, направленных против религиозного фанатизма. Не случайно мусульманское духовенство объявило Зейналабдина безбожником и организовало его травлю.

Источник: Керемов Н. К. Жизнь в пути - М.: Мысль, 1979.

размышления, философское, прочитанное

Previous post Next post
Up