Знаете, вот как ни посмотришь в Сеть или ни послушаешь радио, то только и разговоров, что об экономических санкциях против России. Обычно все вспоминают про санкции против Ирана, связанные с его ядерной программой, но я решил посмотреть более ранний пример.
Я вспомнил о нападении Муссолини на Эфиопию в 1935 году. Странное это было нападение. Непонятно изначально было - что собираются получить итальянцы. У эфиопов не было плодородных земель, которые могли бы сравниться с Тосканой или Романьей, не было никаких месторождений полезных ископаемых. Горы да пустыни. Эта земля не нужна была никому, даже, как показывает история, самим эфиопам.
Но нельзя же все время твердить о величии нации и традициях Римской империи, именоваться Дуче - вождем, а в доказательство только фотографироваться голым до пояса. Фашисты настолько раскрутили пропаганду, что теперь уже она заставляла их воевать. Ну, благо противник был такой, что итальянской военной авиации, танкам, артиллерии и боевым отравляющим газам мог противопоставить только старые винтовки и несколько пушек образца 1895 года.
Конечно, негус Хайле Селассие пожаловался в Лигу Наций. 7 октября 1935 Лига признала Италию агрессором. Были объявлены санкции - запрещены поставки оружия и отдельных видов стратегического сырья (каучук, свинец, олово, хром), а также страны-участники Лиги Наций были призваны ограничить импорт итальянских товаров и воздержаться от предоставления Италии кредитов и займов. Впрочем, даже не было запрета на использование агрессором Суэцкого канала, по которому шли все военные поставки в Восточную Африку. При этом эмбарго не распространялось на нефть, уголь и металл.
Не все поддержали санкции. В частности, США, гитлеровская Германия, Австрия и Венгрия продолжали в полном объеме свои экономические отношения с Италией. Так что санкции, хотя и ударили по итальянской экономике (что естественно, в то время Валовой Национальный продукт Италии составлял 3.45% от мирового), но не помешали победе итальянских фашистов над отсталой африканской страной. Эфиопия была завоевана, итальянский король был провозглашен тамошним императором. Только отдельные группы вооруженных эфиопов продолжал партизанить по итальянским тылам до 1940 года, когда британцы при поддержке партизан быстро разбили итальянскую армию и заняли все владения Италии в Восточной Африке: и Эфиопию, и Эритрею, и Сомали.
Но все-таки санкции, даже такие ограниченные, сильно ударили по итальянской экономике. В воспоминаниях одного из авторов «еврокоммунизма» Джорджо Амендолы проведено сравнение его жизни в ссылке на одном из средиземноморских островов. Сумму, которую фашистское правительство, выдавало ссыльным, санкции не изменили. Но цены заметно выросли и ему уже не стало хватать на жизнь.
Изменения коснулись не только частной жизни. Если у Германии был заметный дефицит нефти, то у Италии нехватало ВСЕГО - от угля и железной руды до нефти и попросту денег. Единственное, чего был избыток - это алюминия. Ну, это понятно при избыточных альпийских гидроресурсах. Если еще в 1934 году Муссолини остановил нацистский аншлюсс Австрии угрозой послать свои дивизии на Мюнхен, то теперь ему пришлось идти в подручные к Третьему Райху, что в итоге привело Италию к капитуляции перед союзниками, а его лично к тому, чтобы висеть вниз головой на бензозаправке в Милане. Так что в конечном итоге легкая и победоносная война в Африке дала достаточно горькие плоды.
Да, забыл сказать. На сегодня доля российского ВНП от мирового равна примерно 3 %, несколько меньше, чем было у муссолиниевской Италии во время эфиопской войны.