Трудовая книжка у меня завелась летом 1962 года, когда я вместо того, чтобы с одноклассниками пыхтеть на жаре у конвейера на заводе низковольтной аппаратуры на трудовой практике после 9-го класса, нанялся рабочим в геодезическую партию и провел лето хоть и недалеко от города, но ночевал в палатке, а днем таскался за бригадиром с нивелиром, теодолитом и мерной рейкой.
Ну, и тридцать с лишним лет я после этого ходил под чьим-нибудь начальством: два декана в ВУЗе, начальник цеха на заводе «Синтезспирт», командир части в Краснознаменном Дальневосточном военном округе, завлабы во ВНИИ по переработке нефти и Институте Органической Химии АН СССР в Москве, начальники Западно-Сибирского отдела краснодарской ВНИПИГазпереработки, ну, и директора упомянутого института тоже, но те хотя бы в трех тысячах километрах от меня. Потом был гендиректор нижневартовской же «Черногорнефти», но на этом и кончилось. Дальше я ушел по собственному, у меня стала своя семейная фирмочка, начальников больше не было, только заказчики. Это еще продолжалось и по ту сторону Атлантики до 2010 года, когда я ушел на пенсию.
Как вы понимаете, начальства у меня за это время сменился целый взвод. Естественно, у большинства из них была та общая черта, что в деле, которым они занимались, они ничего не понимали, могли только надувать щеки. То есть, это я теперь так считаю, что это естественно, по накопившемуся опыту. А исходно я глядел на своего отца, который тоже был не фрезеровщиком и не чабаном, а то директором или главным инженером большого нефтеперерабатывающего завода, потом начальником техуправления совнархоза, а потом директором НИИ по нефтепереработке, который он создал, вырастил и которому отдал большую часть своей жизни и души. Я было думал, что и все начальники должны быть такими: заботливыми учителями, фонтанирующими генераторами идей, настоящими знатоками своего дела. Оказалось, что так только в книжках, в жизни таких, как мой отец, очень немного. Больше «надувателей щек». Собственно, достаточно посмотреть на историю нашего Отечества за последние лет семьдесят, да и за трехсотлетие, чтобы прийти к этому выводу.
Однако, мне повезло. Из двух десятков начальников, пришедшихся на мою долю, было по крайней мере два, вызывавших в определенной мере уважение и, честно скажу, личную симпатию, которая сохранилась и посегодня. Вот я сейчас и хочу рассказать об этих людях.
Рассказы по адресам:
http://samlib.ru/p/polo_m/kislyj.shtml и
http://samlib.ru/p/polo_m/altshuler.shtml