Жахнуть, тяпуть, продезинфицировать, высушить, пропустить, хлебануть, шлифонуть, пригубить, поддать... Казалось бы, сколько слов, но все они означают одно. Уже догадались, что? Да, конечно, потребление алкоголя. К слову сказать, это только малюсенькая часть из большущего списка слов-синонимов, обозначающих процесс поглощения спиртных напитков. Иронично, трагично, но все же: алкоголь настолько тесно вошел в нашу жизнь, настолько заполнил ее, что мы проявили недюжинный талант в описании каждой грани процесса потребления спиртного... А оно того стоило?
Вы, конечно, имеете полное право возмутиться и сказать, что это не про вас написано, не про ваших родных, друзей, знакомых, коллег, соседей. Что ж, искренне вас поздравляю. Вам повезло больше, чем мне, потому что в моем роду пьют практически все, от дедов до двоюродных братьев и сестер. Моего соседа закодировали от алкогольной зависимости, наверное, двадцатый раз, а он опять сорвался. Я знакома с талантливым фотографом-алкоголиком. Общалась по работе с санитарным доктором района, у которого рабочий день начинался со ста граммов водки, а заканчивался -- литром. Я сама по праздникам не откажусь от бокала-второго вина...
Но самое грустное, что большинство из нас искренне верит (или искренне обманывает себя и других), что знает, когда нужно остановиться...
Жил-пил Федот, и иногда, когда ему было очень плохо, он размышлял, а не болен ли он? Но заканчивать пить и менять жизнь он не собирался. И пошел он по людям, которых он точно считал алкоголиками, спросить, как они до такой жизни докатились. Первым встретился ему Вася, про которого Федот думал, что он точно алкоголик, так как иногда спал в подъезде. И Федот думал, что когда он докатится до такого, ему надо будет обязательно завязывать. Он спросил его:
-- Ты, Вася, алкоголик, как докатился до жизни такой?
-- А я и не алкоголик. Ну и что, что я в подъезде иногда сплю? Ноги до дома не доводят. Вот Иван из соседнего дома -- точно алкоголик, потому что раз в квартал в психушке лежит. Когда я до этого дойду, то надо будет обязательно завязывать. Давай, сходим к нему в больницу и спросим, как он до такой жизни докатился?
Пришли они в наркологическое отделение, нашли Ивана и спрашивают:
-- Ты, Ваня, алкоголик, как докатился до жизни такой?
-- Да никакой я вам не алкоголик, просто нервишки с такой жизнью пошаливают. Вот в соседней палате Колян лежит -- точно алкаш. Второй месяц лежит, никто не приходит, жена с детьми к другому ушла, квартира пустая, все пропил. Когда я до этого дойду, то надо будет обязательно завязывать.
Подошли они к кровати Коляна и говорят:
-- Ты, Колян, алкоголик, как до такой жизни докатился?
-- Да какой я вам алкоголик? Просто отравился сильно, гады, водку паленую продают. Вот был у меня друг Гриня, вот тот -- алкоголик. Все пропил -- мебель, батареи, двери, а потом и саму квартиру, теперь бомжует. Когда я до этого дойду, то надо будет обязательно завязывать.
Пошли искать Гриню. Нашли его в подвале -- лежит, трясется, еле дышит. Они его спрашивают:
-- Ты, Гриня, алкоголик, как докатился до жизни такой?
А он чуть слышно, шепотом им отвечает:
-- Да никакой я вам не алкоголик, просто...
Хотел еще что-то сказать, да захрипел и умер. Так они и не нашли алкоголика и не узнали, как можно докатиться до жизни такой.
Дмитрий Трещев «Через алкогольное безумие к танцам души»
Что внутри, а что снаружи
Какое же отношение к работе, делу имеет алкоголь, спросите? Самое прямое. Может, кому-то и приятно в конце рабочей недели немного расслабиться и выпить бокал пива или рюмку коньяка (это в лучшем случае, если один бокал или одна рюмка), а в понедельник -- с новыми силами ринутся на трудовые подвиги, на постановку целей, выполнение планов и т.д. и т.п. Только вот еще лет сто назад (если не больше) было известно, что из организма продукты алкоголя выводятся с большим трудом. В клетках же мозга они держатся до 20 дней. Из этого следует, что если вы хотя бы раз в месяц «пригубите», то две третьих этого самого месяца будете находиться под воздействием алкоголя. А если вы это делаете чаще, к примеру каждую пятницу? Понимаете теперь масштаб трагедии? Если нет, тогда еще одна «страшилка».
Алкоголь, проникая в организм человека, наибольшую концентрацию получает именно в мозге. Если концентрацию алкоголя в крови принять за единицу, то в печени она будет равняться 1,45, в спинномозговой жидкости -- 1,5, а в головном мозге -- 1,75 <...>
Любая доза спиртного, сколь бы мала она ни была, оказывает влияние на центральную нервную систему. В частности, после принятия малой дозы алкоголя, составляющей примерно 60 граммов, угнетается правое полушарие мозга человека, которое отвечает за принятие решений. Прежде всего, у человека заметно увеличивается время для обработки информации, биотоки мозга значительно изменяются, что ведет к нервным раздражениям, нервным утомлениям. А человеку иллюзорно кажется, что он чувствует себя лучше, что все у него получается и наступила успокоительная разрядка. В этом-то и заключено коварство действия алкоголя как наркотика. Внешняя обманчивость, иллюзия скрывает безусловно негативное действие.
Алкоголь затрудняет умственные процессы. При этом раньше всего страдают более сложные психические процессы и дольше сохраняют свое действие простые мыслительные функции, особенно те из них, которые связаны с двигательными представлениями.
При повторном приеме алкоголя поражение высших центров мозговой деятельности продолжается от 8 до 20 дней. Если же употребление алкоголя имеет место длительное время, то работа этих центров в нормальное русло так и не входит.
На основании точных научных данных установлено, что, прежде всего, у выпившего человека утрачиваются самые позднейшие, самые свежие усовершенствования и успехи, добытые умственным напряжением, скажем, за последнюю неделю или месяц. Человек после приема алкоголя возвращается к тому же уровню умственного развития, который был у него раньше.
Длительное употребление алкоголя неизбежно ведет к деградации человека, притупляются его способности к творческому мышлению, синтезу, а потом эти высшие свойства человеческого мозга исчезают и вовсе.
Федор Углов «В плену иллюзий»
Вино и муза
Мой знакомый, талантливый фотограф старой закалки, последние 10-15 лет может творить и создавать шедевры только под воздействием алкоголя. Сколько раз главный редактор грозился его уволить, если он не «завяжет»! Но каждый раз, когда он прекращал пить, его фото получались «мертвыми» -- в них не было сюжета, идеи, живой искры. Но как только находился «сочувствующий» со ста граммами спиртного, ситуация принимала иной оборот.
Значит ли это, что некоторым людям в некоторых ситуациях не только можно, но и нужно пить? Может, вывод из истории именно такой и напрашивается, но он в корне не верен.
Моего знакомого в «сухие» периоды жизни волновал один вопрос, никоим образом не связанный с творчеством: где бы выпить (похмелится) и сделать это так, чтобы не вызвать подозрения у руководства и жены? Потому и фотографии его были посредственными, ведь зациклен-то он был в момент съемки на другом.
И это только один пример. А сколько таких фотографов, дизайнеров, писателей, актеров ходило и ходит по свету? Сколько из них поплатилось за пьяное вдохновение неудачами, творческим бессилием, белой горячкой, в конце концов?..
Фолкнер чувствовал, что может работать только пьяным. Он считал себя прежде всего летописцем, повествующим о событиях, которые уже произошли, а посему нуждался, как ему казалось, в обостренном их восприятии, которое достигалось с помощью алкоголя. В результате подогреваемое выпивкой создание книг сопровождалось ухудшением физического и психологического состояния. В возрасте, близком к сорока, во время написания романа «Авессалом, Авессалом!» Фолкнер погрузился в состояние глубочайшего запоя, из-за чего несколько раз попадал в больницу. Непонятно, каким чудом сохранилась его способность что-либо писать при таком губительном режиме. Следуя примеру Алджернона Суинберна, его любимого поэта и тоже алкоголика, Фолкнер нанял медбрата, чтобы тот следил за количеством потребляемого спиртного и помогал писателю не впадать ни в одну из крайностей, коими являются трезвость и запой. Попытка не удалась, и работать Фолкнеру становлюсь все труднее и труднее...
Том Дардис «Муза, томимая жаждой»
Путь к счастью
Мой отец употребляет алкоголь, притом давно. В детстве и на первых курсах университета я часто с ним ругалась и очень злилась на него за его слабость к спиртному. А потом что-то случилось, в один прекрасный день я четко уяснила, почему происходит именно так, а не иначе.
Когда мой отец строил дом для семьи, когда цель эта занимала всю его сущность и двигала вперед, он не пил.
Когда занимался по вечерам после работы любимым делом -- вырезал из дерева фигуры птиц, зверей, людей, он не пил.
Когда по выходным ездил на рыбалку или в лес по грибы, чтобы вернуться домой с «добычей», он не пил.
Как только дом построили и в этом доме запретили мусорить (читайте, как заниматься резьбой), когда установили запрет на рыбалку и походы в лес за грибами, когда ограничили действия -- он начал пить. Ссоры и истерики только усугубили ситуацию. Вот и получилось, что пить мой отец стал от нереализованности, непонимания и запретов...
Благо, что в последнее время мама это тоже начала понимать и -- о чудо! -- отец стал меньше пить, меньше злиться, в доме стало меньше ссор и больше семейных проектов.
Что же нужно человеку, чтобы он чувствовал себя счастливым?
Вспомним основные особенности человека как биологического вида:
1) исключительная способность к переработке больших объемов информации и к формированию на ее основе новой информации, новых знаний, новых форм взаимодействия с природой и людьми;
2) потребность к общению с другими людьми, склонность передавать новую информацию другим членам сообщества.
Обе эти особенности закреплены биологически, даже органически. Первая проявляется в необычайном развитии полушарий коры головного мозга, обеспечивающих большой объем памяти и способность к образованию новых ассоциаций; вторая -- в сильном развитии лобных долей головного мозга, обеспечивающих высокий уровень социального поведения человека.
Ну что ж, пожалуй, мы можем уже назвать две компоненты человеческого счастья:
1) творчество, то есть постоянные усилия человека по выработке новых для него мыслей, форм поведения, способов осуществления различных видов деятельности;
2) общение, в ходе которого люди делятся тем новым, что им удалось увидеть и придумать.
Если к этим двум компонентам счастья добавить еще один -- любовь, то мы, по-видимому, исчерпаем основное содержание понятия «человеческое счастье». Таким образом, формула счастья: творчество + общение + любовь.
Итак, человек счастлив, если он мастерски, творчески делает какое-то дело, если он при этом чувствует себя нужным другим людям, если он любит и любим...
Леонид Попов «Алкоголь и жизнь»
P.S. Это только несколько примеров из множества неповторимых сюжетов жизни. И решение для каждого случая свое. И захотите ли вы увидеть выход и последовать к нему или нет, зависит только от вас. Удачного поиска!
Статья впервые опубликована в журнале «Колесо Жизни», №4 (47) 2011