дурацкий день

Oct 13, 2007 19:09



avvas сегодня отрицал существование дураков (« Дураки» существуют только в нашем воображении. «Дурак» - это всегда кто-то Другой. Либо человек, к которому мы испытываем такую неприязнь, что она мешает нам его адекватно воспринимать. Либо человек, чью мотивацию мы неправильно понимаем и поэтому его слова и поступки кажутся нам «дурацкими». Вообще, мой 52-х летний опыт вынужденного пребывания в этом лучшем из миров убедил меня в том, что люди, как ни странно, умнее, чем кажутся. Верить в существование «дураков» проще, удобнее и приятнее. Не верить - интереснее»).
langobard писал об обогащающем опыте взаимно-перекрестного признания друг друга идиотами (« Человек считает вас полным идиотом. И вы считаете его полным идиотом. Причем это искренние для обеих сторон оценки, а не какой-то демагогический прием на публику /.../ Пребывать внутри такой вот взаимности это один из наиболее интересных опытов из области человеческих отношений»).
Забавная перекличка.
Вспоминается из «Дневников» Лидии Гинзбург: мол, дураки бывают двух сортов - зимние и летние. Летний дурак - на виду сразу, зимний - сначала должен снять калоши, повесить шубу и размотать кашне.
Осенние и весенние дураки, на мой взгляд, здесь незаслуженно забыты. Весенние - это дураки по неопытности (с годами лечится), осенние - те, кто не в состоянии превратить свой жизненный опыт в знание.
Есть еще профессиональные дураки. То есть - философы. Призвание философа - разрушать очевидности, задавать вопросы там, где царит обманчивая ясность. Быть философом - значит воспроизводить сократовское «знаю, что я ничего не знаю» (что равносильно: я - дурак). И смиренно пить цикуту насмешек, неизбежно сопровождающих его попытки определить то, чему нет предела (беспредел?) или то, что «знают все», но не в состоянии сформулировать.  Разве не смешон Кант, рассуждающий о брачном праве: «половое общение - это взаимное использование одним человеком половых органов и половой способности другого… Половое общение по закону есть брак (matrimonium), то есть соединение двух лиц разного пола ради пожизненного обладания половыми свойствами друг друга» (из «Метафизики нравов»)?

окололитературное, околофилософское

Previous post Next post
Up