avvas сегодня отрицал существование дураков («
Дураки» существуют только в нашем воображении. «Дурак» - это всегда кто-то Другой. Либо человек, к которому мы испытываем такую неприязнь, что она мешает нам его адекватно воспринимать. Либо человек, чью мотивацию мы неправильно понимаем и поэтому его слова и поступки кажутся нам «дурацкими». Вообще, мой 52-х летний опыт вынужденного пребывания в этом лучшем из миров убедил меня в том, что люди, как ни странно, умнее, чем кажутся. Верить в существование «дураков» проще, удобнее и приятнее. Не верить - интереснее»).
langobard писал об обогащающем опыте взаимно-перекрестного признания друг друга идиотами («
Человек считает вас полным идиотом. И вы считаете его полным идиотом. Причем это искренние для обеих сторон оценки, а не какой-то демагогический прием на публику /.../ Пребывать внутри такой вот взаимности это один из наиболее интересных опытов из области человеческих отношений»).
Забавная перекличка.
Вспоминается из «Дневников» Лидии Гинзбург: мол, дураки бывают двух сортов - зимние и летние. Летний дурак - на виду сразу, зимний - сначала должен снять калоши, повесить шубу и размотать кашне.
Осенние и весенние дураки, на мой взгляд, здесь незаслуженно забыты. Весенние - это дураки по неопытности (с годами лечится), осенние - те, кто не в состоянии превратить свой жизненный опыт в знание.
Есть еще профессиональные дураки. То есть - философы. Призвание философа - разрушать очевидности, задавать вопросы там, где царит обманчивая ясность. Быть философом - значит воспроизводить сократовское «знаю, что я ничего не знаю» (что равносильно: я - дурак). И смиренно пить цикуту насмешек, неизбежно сопровождающих его попытки определить то, чему нет предела (беспредел?) или то, что «знают все», но не в состоянии сформулировать. Разве не смешон Кант, рассуждающий о брачном праве: «половое общение - это взаимное использование одним человеком половых органов и половой способности другого… Половое общение по закону есть брак (matrimonium), то есть соединение двух лиц разного пола ради пожизненного обладания половыми свойствами друг друга» (из «Метафизики нравов»)?