котурны для самых маленьких зрителей

Sep 02, 2009 15:24

Почти все исторические и социальные суждения наших современников делаются как бы с властной вершины. Люди охотно становятся на место власти, которая, бедняжка, просто вынуждена была сгонять крестьян с земли, закрепощать рабочих на фабриках и бросать почти безоружных солдат навстречу гитлеровским танкам. Но они почти никогда не становятся на место тех, кого сгоняли, закрепощали, кидали на смерть. Люди в своих фантазиях «рулят и разводят» (виноват, «вяжут и разрешают») кого-то другого, кого они сами за людей-то и не считают - clear-text .

По части диагностики можно "нырять" и глубже: в "логику мифа", в "мистическую партиципацию"... Только откуда все же берется такое количество людей, отказывающихся принимать свою собственную реальность и ищущих ей замену в коллективных галлюцинациях? И, главное, что со всем этим делать? Ведь "декоративные реставрации" - не от незнания (доступны тысячи свидетельств - устных, мемуарных, научных), а от того, что "зная в целом" - все же готовы принять и оправдать.

Почему в той же Латинской Америке, где были военные диктатуры и desaparecidos (сравнимые по жестокости, но не по по масштабам с ГУЛАГом), общество упрямо в желании помнить, знать и настаивать на суде? Почему российское общество - в другой стране, с совершенно другим жизненным укладом и ценностями - добровольно ассоциирует себя с палачами? Почему - и победу в войне, и стройки, и "все что было хорошего" продолжает приписывать даже не госапаррату, а наиболее паразитарной и репрессивной его части?

Согласен с Драгунским: чтобы понять все это, нужно исследовать "коллективное воображаемое" (кино и т.д.). И полемизировать придется на его территории и языке. Другие - язык гражданского общества, язык права, язык публичной политики, язык гуманитарных наук, язык рынка и др. - маленький человечек раньше не учил по ненадобности.

+ + +

Недавно узнал, что " They Dance Alone (Cueca Solo)" Стинга была написана под впечатлением от манифестации в Сантьяго. На той манифестации (Чили 80-ых) никто ничего не скандировал, не шагал сплоченными рядами, не размахивал флагами. Публично протестовать было небезопасно: Пиночет до 1990-го года оставался президентом, до 1998-го - главнокомандующим вооруженными силами.

На площадь в центре города молча танцевали сueca женщины в черном. С портретами и фотографиями своих "исчезнувших" мужей, братьев, отцов, любимых. Ни армия, ни полиция тогда не решились их насильственно разогнать.



"В Чили суд выдал ордер на арест, по меньшей мере, 120 бывших сотрудников тайной полиции и армейских чинов по обвинениям в совершении преступлений во время правления генерала Пиночета. Среди тех, кого должны арестовать - бывший глава тайной полиции Чили Мануэль Контрерас".

León Gieco - La Memoria.
Previous post Next post
Up