Почти все исторические и социальные суждения наших современников делаются как бы с властной вершины. Люди охотно становятся на место власти, которая, бедняжка, просто вынуждена была сгонять крестьян с земли, закрепощать рабочих на фабриках и бросать почти безоружных солдат навстречу гитлеровским танкам. Но они почти никогда не становятся на место тех, кого сгоняли, закрепощали, кидали на смерть. Люди в своих фантазиях «рулят и разводят» (виноват, «вяжут и разрешают») кого-то другого, кого они сами за людей-то и не считают -
clear-text .
По части диагностики можно "нырять" и глубже: в "логику мифа", в "мистическую партиципацию"... Только откуда все же берется такое количество людей, отказывающихся принимать свою собственную реальность и ищущих ей замену в коллективных галлюцинациях? И, главное, что со всем этим делать? Ведь "декоративные реставрации" - не от незнания (доступны тысячи свидетельств - устных, мемуарных, научных), а от того, что "зная в целом" - все же готовы принять и оправдать.
Почему в той же Латинской Америке, где были военные диктатуры и desaparecidos (сравнимые по жестокости, но не по по масштабам с ГУЛАГом), общество упрямо в желании помнить, знать и настаивать на суде? Почему российское общество - в другой стране, с совершенно другим жизненным укладом и ценностями - добровольно ассоциирует себя с палачами? Почему - и победу в войне, и стройки, и "все что было хорошего" продолжает приписывать даже не госапаррату, а наиболее паразитарной и репрессивной его части?
Согласен с Драгунским: чтобы понять все это, нужно исследовать "коллективное воображаемое" (кино и т.д.). И полемизировать придется на его территории и языке. Другие - язык гражданского общества, язык права, язык публичной политики, язык гуманитарных наук, язык рынка и др. - маленький человечек раньше не учил по ненадобности.
+ + +
Недавно узнал, что " They Dance Alone (Cueca Solo)" Стинга была написана под впечатлением от манифестации в Сантьяго. На той манифестации (Чили 80-ых) никто ничего не скандировал, не шагал сплоченными рядами, не размахивал флагами. Публично протестовать было небезопасно: Пиночет до 1990-го года оставался президентом, до 1998-го - главнокомандующим вооруженными силами.
На площадь в центре города молча танцевали сueca женщины в черном. С портретами и фотографиями своих "исчезнувших" мужей, братьев, отцов, любимых. Ни армия, ни полиция тогда не решились их насильственно разогнать.
"
В Чили суд выдал ордер на арест, по меньшей мере, 120 бывших сотрудников тайной полиции и армейских чинов по обвинениям в совершении преступлений во время правления генерала Пиночета. Среди тех, кого должны арестовать - бывший глава тайной полиции Чили Мануэль Контрерас".
León Gieco -
La Memoria.