во время бури - на корабль

Oct 17, 2008 13:15

     Редко пишу в блог последнее время. Кажется, что нет смысла "отекстовывать" текущие события и реакции на них: и то, и другое слишком предсказуемо и по значениям - очевидно ("холодная война", финансовый кризис и т.д.). К тому, чтобы делится "о вечном, личном и работе" обступающий новостной фон совершенно не располагает.
     Есть, правда, ситуации, когда молчать и говорить - одинаково тошно, немыслимо. Поэтому - начну с терапевтического "издалека".
     Пост длинный. Буду признателен, если прочтете.
     +     +     +
     Очень давно, когда был школьником, родители отвозили меня на лето к деду и бабушке на Волгу (город Пучеж, Ивановская область). У них на чердаке в сарае хранилось множество волшебных вещей: книги, журналы, географические карты, сломанный микроскоп, удочки-"зимки"... Там я однажды наткнулся на юношеский дневник своего дяди: разлинованная общая тетрадь конца 60-ых годов, стихи, переписанные от руки и эпиграфом, на первой странице, печатными буквами два афоризма: 
      "Ничего не начинай в гневе! Глуп тот, кто во время бури садится на корабль!" (не помню чей);
      "Храни достоинство свое повсюду, человек" (подписанный смешным именем - Бухорои).
     Дети чувствительны к идеалистическим максимам: я срисовал фразы и осенью они уже кочевали по "анкетам", "дневникам с секретами", "песенникам" одноклассников и всей "параллели".
     Самому дяде Славе о находке ничего не сказал: стыдно было признаться, что без разрешения читал чужие записи (хоть там и не было ничего исповедального). При встрече никак не мог мысленно увязать образ романтического подростка и его - теперешнего: взрослого человека, отца, капитана милиции.
      По рассказам родственников, в школе дядю Славу - добродушного, флегматичного, задумчивого тюленя - обзывали "французом". Когда он, отслужив в армии, устроился в пучежскую милицию, бабушка плакала. Ей - учительнице, ветерану войны, известному и уважаемому в городе человеку - довелось стать невольным свидетелем безобразной сцены: пьяный, матерящийся работяга со строчевышивальной фабрики кулаками гонял по улице свою жену; дядя Слава вступился; в итоге - гогочущая толпа, обступившая схватку разъяренного, не хрена не соображающего дебошира с молодым лейтенантом, который неуклюже заламывал ему руки.
      Видеть своего сына в порванном кителе, с разбитым носом, в поту, пыли и грязи... И так - всю жизнь: валандающимся с местной шпаной, растирающим захолустную слизь мелких краж, избиений по пьяни... В ответ на родительские уговоры уволиться, поступить в институт, получить профессию дядя Слава или отмалчивался, или бубнил миролюбивое: "Кому-то же надо...".
      Вряд ли его выбор был продиктован какими-то патетическими соображениями ("защищать общество и закон", дневниковое "храни достоинство..."). Он на самом деле ничего не выбирал (предложили - согласился). Дергаться, уезжать, мыкаться в ивановском общежитии... Ему хотелось просто: чтобы дом, кошка с собакой, семья, воскресным утром - на рыбалку, осенью - по грибы. В конце концов, служба как служба...
      +    +     +
      Детский опыт - живучая вещь. Те две выспренных банальности, списанные из чужого дневника почему-то врезались в память. Не уверен, что полученное в аспирантуре знание о методологическом приеме трансцендентальной редукции, ставшей отправным пунктом феноменологии Гуссерля, что-то радикально добавило к "Глуп тот, кто во время бури садится на корабль!". Пережидать, когда схлынут эмоции, тормозить в себе гнев, ненависть, ярость и т.д. - все это так и не стало привычкой. Всякий раз сильно напрягаюсь, не ставя ноги на трап... Упражнение - то еще....
      +     +     +  
      Третий день во френд-ленте встречаю ссылку на постинг Влада и фотографию Ольги Рукосыла - 16-летней девушки из Иркутска, убитой 8 октября двумя гопниками-неонацистами.


Сам ничего не писал. Не мог. Потому что задыхался от слепой ненависти - к тем, кто на глазах у прохожих избивал ногами шестнадцатилетнюю девчонку за то, что она была одета как панк, что у нее в ботинках были красные шнурки (символ принадлежности к антифа-субкультуре), к государству, позволяющему гулять на свободе двум уркам-фашистам, которые летом 2007-го участвовали в нападении на эко-лагерь в Ангарске (тогда был убит антифашист, эко-активист Илья Бородаенко из Находки), к самому себе.

Не знаю, как "правильно" противостоять фашизму, "криминализации праворадикального национализма", "милитаризации и гуманитарному одичанию общества". Не знаю, как убедить равнодушных в том, что происходящее по своим последствиям - это много серьезнее, чем вековечные подростковые разборки между уличными субкультурами. Не вижу смысла в спорах интеллектуалов вокруг " определения дефиниций", если они не мобилизуют граждан на повседневное противостояние ксенофобии любого рода.

Ни у кого, в том числе и у "умеренных антифашистов" (действующих через просвещение, образование, открытые манифестации и др.), нет морального права осуждать "радикальных антифа", заявляющих о своей готовности силой противостоять уличным бандам, прикрывающих расистской, шовинистической, нацистской идеологией свои прыщавые комплексы, садистские наклонности, стадную уголовщину. Если ни чиновники, ни политики, ни милиция не хотят "валятся в пыли", если среди них перевелись среди них бормочущие  "кому-то же надо...", если СМИ развлекают или заняты "глобальным", если общество равнодушно молчит и переводит взгляд на какое-нибудь оптимистичное телевизионное ток-шоу...
      Вокруг "антифа" постепенно образуется полоса отчуждения, вызванная страхом. Безответственны те, кто подзуживают горячую молодежь "погибнуть в борьбе с неонацизмом". Однако, иначе как... низостью нельзя назвать реплики в духе "они сами виноваты в смерти своих товарищей... нечего было подставлятся, объявляя себя антифашистами... сидели бы тихо - ничего б не случилось".
     +     +     +
      Пожалуйста, прочтите экспертную оценку-предостережение, сделанную Станиславом Маркеловым после убийства антифашиста Алексея Крылова 16 марта 2008:
     "С начала года мы наблюдаем резкую активизацию нацистских нападений, как на представителей другой национальности, так и по антифашистской линии. Это делается с целью прямой провокации вооруженных действий, как тут сказали гражданской войны, я не уверен, что она будет малой гражданской войной.
     Во-первых по общей симптоматике возраст участников нацистского движения - обычно это караланы по 14-18 лет, заметно вырос. Руководят ими люди по 30-40 лет. Во-вторых резко увеличилась массовость. Если раньше это был некий клубный уровень, то есть собрались, попили пива на улице, кто-то нерусский не понравился и напали. То теперь появились группы, которые не занимаются вообще никакой идеологией, занимаются только боевыми нападениями /.../.
Мы находимся в ситуации, в которой война уже развязана. На острие оказались именно эти две группы, потому что с другой стороны-то никого нет. Кто провел за это время мемориальную акцию по поводу убитого? В политическом мотиве убийства никто не сомневается, о хулиганстве может говорить только тот, кто хочет сознательно этот мотив прикрыть. Никакие это не хулиганы. Такие же разговоры были в августе прошлого года, когда убили Илью Бородаенко нападавшие с холодным оружием и криками "убей антифа!". Но никакие политические силы никаких даже заявлений не сделали по этому поводу. Только антифа провели собственную акцию. Дело в том, что эта война находится вне сферы привычной нам политики /.../
     Противостояние фашистов и антифашистов - это реальные политические столкновения, которые постепенно переходят в разряд войны, где правоохранительные силы просто упустили время, дав образоваться огромному нацистскому подполью. Ему реально противостоят только антифа, которые появились скорее не из политического, а личностного выкрика "Достали уже, потому что они начинают командовать в городах и на улицах, устраивать рейды!" Постепенно это перешло в состояние молодежной войны, где юридические дела просто некая вершина айсберга. СМИ плохо освещают проблему, потому что им надо либо сообщать о проправительственных акциях, либо о положении очередного опального олигарха.
     Улица постепенно начинает определять нашу жизнь, потому что реальные столкновения происходят там и это намного важнее, чем та внешняя политика, о которой мы говорим. Нужно отметить очень болезненный симптом - фашистам удаётся спровоцировать эту войну. В результате последних нападений они вызвали реакцию диаспор, которые всегда были очень тихими. А последняя их встреча с мэром Лужковым закончилась не просто претензией, а ультиматумом. Потому что находится гражданам Средней Азии или Дальнего Востока в Москве не то, что опасно - они как на минном поле.
      В этой войне уже снят вопрос о fair play (честная игра - термин употребляемый в основном футбольными фанатами, означающий не использование подручных средств в драках - ножей, костетов и т. д.). Это уже не просто драчки футбольных фанатов, а реальные боевые действия в рамках определенных городов. География значительно расширяется, события приобретают общероссийский, даже общеснгшный масштаб.
      Вопрос сейчас не в том, как остановить это, главный вопрос - как реагировать".



В блогах:

"Часто вспоминаю историю "Мясников Шанкилла". Была в Ирландии 70-х-80-х такая полувоенная банда протестантов. Они похищали, пытали и убивали случайных католиков. Некоторые из них были мясниками по профессии, при пытках они использовали те же методы, что и в работе. Исследователи считают, что в общей сложности они совершили не менее 30 зверских убийств.
     Так вот. Они, конечно, были серийными убийцами и патологическими садистами - что все понимали. Но люди, когда-то пострадавшие от католиков - или считавшие, что пострадали - в душе одобряли эти убийства, считая их справедливой местью. Они не задумывались о том, что убивают совсем не тех, что их обидели - для них они были на одно лицо. Католики, мол, одним миром мазаны. О том, что "наказание" не соответствует степени обиды, они тоже не думали - выпотрошенных трупов со следами пыток они не видели. И убийства продолжались - потому что каждый "мясник" чувствовал себя правым - как же, люди на его стороне.
     И эта история показывает один простой факт - если существуют люди с такими наклонностями, и если их социум оправдывает такое поведение, они очень быстро становятся зависимыми от насилия. И в итоге социум тоже зависит от их действий - перестает обращать внимание на насилие. И оно, рано или поздно, захлестывает всех.
     Всякие глупые наци любят говорить, мол, "антифа защищают хачей".
     Мудаки вы. Мы защищаем ВСЕХ от зла нацизма (и причин, его порождающих). Которое бьёт по всем.
     Нацизм, фашизм, хуизм - все это слова. Слова могут оправдать все, что угодно. Слова могут замылить все, что угодно, увести в сторону. И люди будут радостно оправдывать убийство девочки "из соображений /.../
     У меня просто начинают трястись руки, когда я думаю о трех ублюдках, забивших ногами девочку 16-лет, не поддавшуюся на истерику социума. Потому что передо мной снова встает стена, об которую хочется разбить голову - а лучше сразу пару тупых голов. Чтобы до всех дошло, что такие вещи касаются всех. Пусть священники говорят, что убийцы всегда убивают сами себя - я бы с ними согласился, если бы не знал таких вот историй о садистах и обществе, их покрывающем" - пост via maskodagama .

"Убийство не в целях необходимой обороны - уже говно; зверское преднамеренное - ненавижу. Ненавижу их мысли. Ненавижу их действия. Ненавижу их таких. Ненавижу тех, кто их этому научил.
     Что с ними делать? Так же зверски убить, то есть показать кому-то опять то же зло;убить втихаря, показав свою слабость? Да новых наберётся... Переучить? Такие не переучиваются.
     Значит надо не допускать к ним новые молодые кадры. Для этого нужно организовывать ВЕСЬ город/область/страну/мир, обсуждать идеи равноправия, взаимопомощи... На это у людей должно быть время, либо деньги, иначе голодная смерть и т.д., и т.п. У кого есть такие средства? Да не у нас.
     Остаётся, возможно, единственный вариант - прямой разговор с людьми. Это пытаются делать митингующие, пикетчики... Только не нужно этого делать, чтобы только показать "Мы есть!". Такая акция ни к чему не приводит, кроме самоудовлетворения. Надо разговаривать с людьми всё чаще в повседневной жизни, на работе (если такая имеется). Не надо замыкаться только на свой круг общения" - пост via vlastdoloy .

"Не хватает слов. Ублюдки, это вошло в привычку - убивать? Вдумайтесь, вы все, закрывающие глаза, проходящие мимо, говорящие про "молодежь развлекается", остановитесь, вдумайтесь, послушайте: 16-летнюю девочку убили за цвет шнурков! Она была чья-то подруга. Дочь. Сестра.
     Вам по-прежнему все равно? Представьте, что завтра так же придут и к вам. Все та же "молодежь", которая "развлекается". а всем остальным будет наплевать. "Разборки субкультур", ага. Вам от этого станет легче? Вы все еще хотите так жить?!" - пост via cat_named_cat .

"когда погибает близкий человек, это больно. когда глупо или страшно погибает - еще больней. но есть такие смерти, которые лишают тебя радости жизни, воли, довольства собой и окружающими. вне зависимости от того, знаешь ты погибшего или нет.
потому что мы все в ответе за них. я в ответе за них. и я не могу жить спокойно из-за этого.
     я не знала убитого на прошлой неделе Федяя. и не знала убитую на прошлой неделе Олю. (пусть я знаю и люблю других, таких, как они, это в данном случае, не важно). я не знала никого из убитых таджиков, узбеков, калмыков, якутов и так далее. но не могу спать. меня тошнит от себя самой.
     понимаете ли вы, что вы, вы лично, в ответе за все это?
     я понимаю. и я вылезу из гребаной депрессии. и я буду делать то, что делаю, дальше. и буду делать больше" - пост via anotherherisson

Upd: появилась информация, что вся эта история с иркутским убийством - чья-то жестокая провокация (милиция, мол, не регистрировала подобных преступлений, журналисты не могут найти следов и т.д.). Так это или нет - должно стать ясно в ближайшие дни. Буду признателен всем, кто сможет внести какую-то ясность.

личное, гражданское общество, антифашизм

Previous post Next post
Up