частная жизнь

Oct 09, 2008 17:51



     11 октября 2008-го года - Международный день действий "Freedom not fear - Stop the surveillance mania!" (Свобода вместо страха - Стоп мании слежения!). Во всех крупных городах мира пройдут акции в защиту права на неприкосновенность частной жизни и конфиденциальности, против незаконного сбора, афиширования, преступного использования персональных данных, против сужения территории свободы под предлогом "борьбы с терроризмом", "корпоративной безопасности" и т.д.

      Чем дальше, тем больше склоняюсь к мысли, что право на неприкосновенность частной жизни, как становящаяся все более консенсусной ценность (с теми или иными оговорками принимаемая всеми, вне зависимости от идейных убеждений - левыми / правыми, консерваторами / реформаторами-модернистами / сторонниками революций), для постсоветских сообществ могло бы стать "опорной сваей", чтобы закрепить представление об априорном приоритете свободы и достоинства человека по отношению к чему бы то ни было: стратегии развития государства, рыночным целесообразностям, идефиксам культуры и т.д.   
     Пусть "водители народов" и "удовлетворители потребителей" спорят о чем угодно: о политическом строе, экономическом и цивилизационном укладе... Но уважение к частной жизни как признание минимальной автономии человека ("максимальную" разные общества определяют по-разному, в зависимости от исторического опыта, степеней общественного богатства и проч.), его суверенности, "тайны" и т.д. - это норма, посягательство на которую заслуживает солидарного протеста всех.
     Сделал небольшую манифестацию в Сети:
      " Свобода вместо страха - Стоп мании слежения!"
      " Freedom not fear - Stop the surveillance mania!"
      P.S. Российских мегаполисов в списке городов, в которых пройдут акции нет. На следующий год - надо бы присоединиться (тема, увы, становится все более актуальной). Сейчас - хотя бы виртуальное, сетевое участие было бы важным.
      Амплитуду ценностных метаний по поводу частной жизни хорошо передает стык цитат из Розанова и Мандельштама:

В.В. Розанов - "Уединенное":

      - Народы, хотите ли я вам скажу громовую истину, какую вам не говорил ни один из пророков...
     - Ну? Ну?.. Хх...
     - Это - что частная жизнь выше всего.
     - Хе-хе-хе!.. Ха-ха-ха!.. Ха-ха!..
     - Да, да! Никто этого не говорил; я - первый... Просто сидеть дома и хотя бы ковырять в носу и смотреть на закат солнца.
     - Ха, ха, ха...
     - Ей-ей: это - общее религии... Все религии пройдут, а это останется: просто- сидеть на стуле и смотреть вдаль".

Осип Мандельштам. Гуманизм и современность (в pdf - как всегда, спасибо imwerden ):
     "Бывают эпохи, которые говорят, что им нет дела до человека, что его нужно использовать, как кирпич, как цемент, что из него нужно строить, а не для него. Социальная архитектура измеряется масштабом человека. Иногда она становится враждебной человеку и питает свое величие его унижением и ничтожеством.
     Ассирийские пленники копошатся, как цыплята, под ногами огромного царя, воины, олицетворяющие враждебную человеку мощь государства, длинными копьями убивают связанных пигмеев, и египтяне и египетские строители обращаются с человеческой массой, как с материалом, которого должно хватить, который должен быть доставлен в любом количестве.
     Но есть другая социальная архитектура, ее масштабом, ее мерой тоже является человек, но она строит не из человека, а для человека, не на ничтожестве личности строит она свое величие, а на высшей целесообразности в соответствии с ее потребностями.

     Все чувствуют монументальность форм надвигающейся социальной архитектуры. Еще не видно горы, но она уже отбрасывает на нас свою тень, и, отвыкшие от монументальных форм общественной жизни, приученные к государственно-правовой плоскости девятнадцатого века, мы движемся в этой тени со страхом и недоумением, не зная, что это - крыло надвигающейся ночи или тень родного города, куда мы должны вступить.
     Простая механическая громадность и голое количество враждебны человеку, и не новая социальная пирамида соблазняет нас, а социальная готика: свободная игра тяжестей и сил, человеческое общество, задуманное, как сложный и дремучий архитектурный лес, где всё целесообразно, индивидуально и каждая частность аукается с громадой.
     Инстинкт социальной архитектуры, то есть устроение жизни в величественных монументальных формах, казалось бы, далеко превосходящих прямые потребности человека, глубоко присущ человеческим обществам, и не пустая прихоть диктует его.
     Откажитесь от социальной архитектуры - и рухнет самая простая, для всех несомненная и нужная постройка, рухнет дом человека, человеческое жилье".


права человека, медиа-активизм

Previous post Next post
Up