Солженицын

Aug 04, 2008 15:03

     Некрологи написаны. Безотносительно к оценкам исторического значения, вклада в литературу, в публичную мысль: Солженицын - пример удивительно счастливого, хоть и тяжелого, крупнохарактерного человека: защищал родину на фронте, много трудился, вел достойную и прямую жизнь, помогал семьям репрессированных, защищал незнакомых людей от ( Read more... )

микропортреты, история и истории

Leave a comment

marchenk August 4 2008, 16:17:14 UTC
Стоп! А почему от уважения к Солженицыну-человеку и его поступкам страдает принципиальность? Я не восхищаюсь им как героем, равнодушен как к интеллектуалу, вообще не воспринимал как идейного противника (опять же - именно потому, что никогда не встречал гражданских активистов для которых книги Солженицына - программа действий, идеологический комплекс и т.д.). С нацистами Солженицын воевал на фронте. Про его публичную поддержку каких-либо неонацистских организаций я никогда ничего не слышал (кстати, что - попадаются какие-то бонхеды, бонхедствующие будучи под впечатлением от текстов Солжа?). Равно как и про то, чтобы он призывал чинить насилие над кем-то, загонять в тюрьмы всех несогласных с неоконсервативным курсом нынешнего Кремля и т.д.
"Певцом системы" Солженицына считать тоже как-то не получается: даже нынешние власти, играющие с риторикой "возвращения к корням", для него - слишком модернисты, слишком глобализированные, слишком замороченные на коммерции и т.д.
Вообще, я никогда не пробовал идеологически атрибутировать А.И.С. (зачем, если он для меня существовал только как писатель, а для того, чтобы быть публичной и влиятельной фигурой он к началу 90-ых был слишком занят и стар).
А.И.С., по-моему, не надо как-то дополнительно славить (и так, кажется, все хотя бы имя слышали + в общих чертах представляют биографию).

P.S. Кстати, я еще никогда в жизни не занимался политикой: ни институциональной (в парламенте, в партиях, в выборных штабах и т.д.), ни системной, ни анти-системной, ни правой, ни левой.
То, чем занимался называется гражданский, социальный, гуманитарный активизм. Этот опыт задает очень специфический и, возможно, не слишком понятный угол зрения. Пропаганда этнических чисток, дискриминации и т.д. неонацистами для меня столь же отвратительны, как и, к примеру, оправдание внесудебных казней по классовому признаку, которые могут прославляться ультралевыми.
Если я пишу постинг или организую антифашистский кинофестиваль, это маркирует мои действия политически (в том случае, если адресат - не только "бытовые ксенофобы", но и легализованные политической системой правыми радикалами). Однако подобная маркировка вовсе не означает, что я, называя себя антифашистом, призываю убивать или калечить "капиталистов", "духовенство" и прочих "демонов" из социальной мифологии левого толка. Если я нахожу справедливыми требования защиты трудовых прав профсоюзами, это не делает меня троцкистом и проч. Вообщем, готов с уважением и иногда с интересом следить за происходящим в сфере политики, высказывать какое-то свое мнение на этот счет, но область настоящих интересов у меня другая.
Логика оценки кого-либо по типу "Самоса, конечно, сукин сын, но это НАШ сукин сын" мне не близка (а политика без компромиссов этого типа - практически невозможная вещь). Мне, как и Вам, доводилось знать принципиальных антифашистов, крайне неприятных (грубых, невежественных, агрессивных, авторитарных) в личном общении и "националистов", мухи в жизни не обидевших, говорящих на пяти-шести иностранных языках, неплохо знающих культуры других народов, но при этом как-то особенно страстно любящих квас, свечки перед православными иконами, пейзажи среднерусской возвышенности.

Reply

ex_vl_plotni677 August 4 2008, 16:46:04 UTC
Солженицын еще в начале 90-х выступил за "сильную президентскую власть", он не брал наград Ельцина, но с гордостью принял орден от Путина. Думаю, дальнейшее идеологическое маркирование тут излишне...

Не знаю, как для Вас, для меня аполитичный "гражданский активизм", "аполитичный антифашизм", "борьба за права" и т. д. и т. п. - это абракадабра, сферический конь в вакууме. Все пронизано политикой. Субъект каждый уже занимает определенную позицию в культурном пространстве. И его свобода заключается не в отрицании этого факта, но в признании - как единственном плацдарме для дальнейшей деятельности. Осознанной деятельности.

На этом и стою...

Reply


Leave a comment

Up