Я в Лечче (Апулия). Вечером зашел за женой в универ. Дожидаясь, пока она закончит лекцию, пробежался взглядом по объявлениям в холле. Решил посчитать - сколько из них относятся к событиям, которые происходят на этой неделе в университете и при соучастии сотрудников университета, но не являющимися частью учебной программы (то есть - это публичные события с открытым входом) :
- "Darwin Day" (дебаты, организованные студенческой ассоциацией, муниципалитетом и Союзом атеистов и агностиков-рационалистов - о преподавании дарвинизма в школе, о конфликте дарвинизма с учением церкви и его нынешней стадии, о социал-дарвинизме и проч.);
- конференция "Интернационализация. Возможности и риски для бизнеса и территорий" (совместный проект универа и местных коммерческих структур)...
- теологическая конференция по "Интеллектуальный путь Edith Stein" (встреча католически мыслящих интеллектуалов);
- серия открытых лекций для почитателей Кафки;
- публичные дебаты "Проблемы демократии в наши дни";
- "История, литература, мода 50-ых и 60-ых: лекции-дискуссии";
- ежегодный фестиваль европейского кино (неделя показов, дискуссий, выставок и т.д. на пяти площадках);
- дискуссии "Мирные взгляды: встречи между культурами восточного средиземноморья";
- католический студенческий киноклуб с программой "Молодежное сопротивление социальному конформизму";
- публичное обсуждение книги Антонио Москато "Троцкий и необходимый мир (1918 - социал-демократия и русская трагедия)" с участием автора и гуманитарной профессуры Салентийского университета;
- серия академических лекций приглашенных профессоров "Лингвистические, историко-литературные и интеркультуральные штудии";
- семинар, мастер-классы и кинопоказы в честь Фернандо Соланаса по проекту "С Аргентиной в сердце";
- курс Elzbieta Rocosz "A Sense of Place, A Sense of Time, A Sense of Self - Salman Rushdie's Midnight's Children and Post-Colonial Identity";
- киноклуб с показами фильмов на немецком языке;
- спектакль любительского молодежного театра "Гамлет. Быть готовым - это всё!";
- мастер-класс "Лингвистическая межкультурная медиация для имигрантов и беженцев" (совместно - факультет иностранных языков и литератур с Итальянским советом по беженцам в проекте "Профессионалы: дать голос тем, у кого его нет");
- студенческий киноклуб с проектом "Истории обычного плена" (о том, что нас держит и ограничивает свободу);
- Организованный студенческим советом "La Sveglia" ("Будильник") курс лекций и семинаров "Капуэйра: ритуальные танцы и культурные импликации"
- встреча с автором книги "Женщины в третьем тысячелетии: проблема или ресурс?" Энрикой Росанной, организованная монастырем сестер-бенедектинок;
- workshop австралийской писательницы-новеллистки Geradine Wooller
Не поленился и записал для продолжения при случае темы "
закрытия университетов" (символическое огораживание, контроль входа-выхода, жесткая селекция не-академических событий, конфликт моделей "университет + элитарный клуб", "университет + учреждение", "университет + городская агора" и т.д.). Лечче - та же Калуга или Иваново. В университетах крупных городов - и событий больше, и разнообразия. Плюс - студенты активнее (как рой пчелиный - заседания студ.комитетов, профсоюзов, каких-то исследовательских групп с причудливыми фокусами интересов, "идеологических кружков" любых колоров, кинопоказов, встреч с писателями, режиссерами, медиатическими интеллектуалами и т.д.)...
Так и должно быть. В России, мне показалось, тоже чего-то в этом смысле начинает сдвигаться ("
Рабочий университет", "
Уличный университет" Питере, "
Свободный университет" и др., помимо "публичных лекций" в "Билингве"). В умных, деятельных "единицах" и раньше недостатка не было. Однако судить об уме по степени социопатии - ошибка. Живая публичная жизнь, споры, общение - все только начинается. Универ - это и аудиторные часы, и библиотеки, и исследовательские лаборатории, и узкоспециальные конференции, и "научный туризм", и публичные дискуссии, и споры в студенческих кафе, и поэтические вечера, и соревнования, и бизнес, и глобализация, и...