Среди комментариев, полученных
к предыдущему посту, был и такой: "Российское общество, безусловно, патерналистское. Не вижу в этом абсолютно никакого "бесстыдства", которое вскрыли "говнохудожники". Напротив, следствием этого является мощная моральная составляющая патерналистского общества (хоть и изрядно подорванная в последние десятилетия), в силу которой и происходят процессы, о которых Вы пишите. Это не "абсолютная ответственность", это элементарный стыд общества, каждого перед каждым, за то, что один из его членов преступил моральные нормы он опозорил ВСЕХ".
Реплика сама по себе - наглядная иллюстрация к тезису об одной из главных проблем современного российского общества: в нем все "слипается" - нет разделения властей, нет дифференцированности политической, экономической, публичной, частной сфер, нет автономных институтов... Вместо "практикуемой сложности" - маканинский "рой" (из романа "Лаз"), где - не столько "авторитаризьмь" (весь улей лепится к матке), сколько какой-то липкий и непрекращающийся свальный грех в деревенской бане:
университет из лучших побуждений берет
на себя роль суда, церковь
рвется дублировать идеологический отдел ЦК, поэты рвутся в "больше, чем поэты", режиссеры ходят в рупорах народной любви к президенту, чиновники борятся с коррупцией, числясь в корпоративных советах директоров... Дикость, когда музейный зал уподобляют мизансцене для порно-фильма, но - разве не меньшая дикость все остальное? Ладно, когда иностранцы интересуются "ху из мистер..."... Нам бы самим разобраться...
Расскажу историю... В Мерано, курортном городке в провинции Альто Адидже (бывш. Южный Тироль) была выставка актуального российского искусства c "оригинальным" названием "
From Russia with Love" (типа салют Джеймсу Бонду): "хлеба" Осмоловского, видео Вадима Монро, Ольга Чернышева, инсталляции от ё-бургской арт-группы "Куда Бегут Собаки"...
В то же время в меранском университете гостил
летний кампус русского языка. Преподавателей (из Питера, Москвы + эмигранты) пригласили на открытие.
Их реакция сразила наповал: группа столь сильно возмущалась, что демонстративно спустилась вниз - к вину, бутербродам, борщу, альпийской снеди. Накануне, за обедом, мне дружно наваляли за показ фрагментов фильма "Брат" в рамках моего семинара ("Репрезентации новых социальных типов в постсоветском кинематографе"). По мнению грамотных, дотошных, замечательных методистов из СПб, лента давала неверное представление о России - мол, криминал, насилие, "низы общества", "чернуха"... По инерции, счет за выставку также предъявляли не художникам...
Причины раздражения: "мы в течении недели с лишним изо всех сил старались развеять стереотипы о нашей Родине, показывали ее как молодую демократию, динамичный, глобализирующийся рынок и т.д., а эти, с позволения сказать, художники визуально разрушают "картинку", подсовывая европейцам сморщенных старушек в платках, "скачущих голышом Куликов", гопников с городских окраин, сиротские фото из "хрущёвок" военных моряков Балтийска"... Весь этот "постмодернизм" - позорище.
На радость тусовке (разговор, спотыкаясь, вихлял между русским, итальянским, немецким) мы переругались в пух и прах (тирольское пиво - зло с дымком). Следуя логике патриотически настроенных сограждан, надо было выставить вырванные страницы журнала "Глянец". Получалось, что искусство, пересекая границу, перестает быть самим собой и превращается в страновую витрину, передвижную ВДНХ, пространственным буклетом тур-агентств; художники - в идеале - смесь пиарщика, дизайнера и модельера; каждый прошедший чек-ин в Шереметьево-2 - посол доброй воли, народный дипломат, писк национального организма...
Мне почему-то было особенно обидно за работы Анастасии Хорошиловой (была представлена фото-серия "Балтийск" и что-то про русскую деревню). В сети, к сожалению, всей коллекции нет. Посмотрите то, что нашел (ниже). Особенно запомнился снимок, стилизованный под фото из домашнего альбома: семья мичмана - он, жена, дочка; на диване 60-ых с турецкими подушками., на фоне ковра с оленями; лица - грубые, ткань и фасоны одежды - времен Олимпиады-80; тупые носки обуви, веснушки, стрижка полубокс, жженые "химией" волосы, банты на девочке, открывшей рот от тугости косичек...
В кадре - ничего постановочного. Нарядность семьи, зажатые позы, стандартная композиция (жена - стоя, рука на плече мужа, девочка - у коленки, с плюшевой игрушкой или куклой)... Такой контраст топорности форм и опрятной нищеты с нутряной нежностью... Ей-богу, плакать хотелось. Я всю-всю их жизнь увидел. Знаю, какая в этом доме "стенка", знаю, что пылесос шумит и пылью брезгует, знаю вкус оливье под Новый год и запах преющих носков на батарее... Знаю, потому что вырос в такой семье - офицерской, кочевой, с судорожными привязками к абстракциям Материка - гимн, Родина, Кремль, коммунизм. Разве чуть интеллигентнее, тоньше, но среда - та же, закрытых воен-городков с их самурайско-пролетарским духом. Ни с чем не спутаешь. И теперь - среди мирных бюргеров Мерано и туристов, приехавших на воды, кто-то в лицо говорил - это не Россия, это нельзя показывать, это стыдно...
Ой, матерь божья... Когда-нибудь вместо осточертевших песен о Единстве и дрочения на его символы, мы научимся различать и ценить Различия? Неужели Россия - это отары с почетных досок Глазунова, православные комиксы Шилова, фотошоп Никаса Сафронова? А "Запад"? Вы понимаете, что это метафизический глюк в Ваших головах? Нет Запада! Нет! Он - склейка по ОРТ, чуйский пых Аркадия Мамонтова, рекламная сгущёнка. Есть французы, немцы, поляки... Они, в свою очередь, делятся на правых и левых, пуритан и либертинов, консумистов и бунтарей... Почему выставлявшимся следом молодым словенцам, швейцарцам и т.д. в голову не приходило, что они - человеки-бутерброды с штендерами своей страны? Их жесты, картины, скульптуры - личное видение, их творчество. И только.
А Хорошилова - умница. Спасибо ей.