о человечности

Feb 05, 2008 00:56

     Андрей Блинушов
andy_hro_org собщает о новом пикете с призывом к милосердию и человечности в отношении Василия Алексаняна: 6 февраля, в Москве, в Новопушкинском сквере, с 14-00 до 18-00 часов (с разрешения префектуры).
     Наталья Горбаневская
ng68 пишет о таком же пикете в Франции, 13 февраля, перед зданием посольства РФ.
     Юля Башинова
juu_lka, как ее не вразумляли, объявила о голодовке. Вместе с
lauran_2, Татьяной Монаховой, Еленой Санниковой и др. Еще незнакомые мне люди посменно читают молитвы... Кто-то находит домашний адрес судьи и вывешивает в блоге с пожеланием, чтобы какой-нибудь прохожий "плюнет ей в рожу" (совсем что ли крыша поехала?!!).
     Это какой-то кошмар. Помимо естественного сострадания, накручивается комплекс вины из-за бессилия что-либо изменить.
     Надо что-то делать. Делать надо быстро. Что?
     Требовать? Тогда прокуратура и суд, вместе с тайными режиссерами всего процесса, оказываются припертыми к стенке и вынужденными, вопреки закону и совести, настаивать на своих бесчеловечных решениях. Какой-нибудь Европейский суд может еще трижды рассмотреть дело и повторить решение. Об него опять вытрут ноги (признавая компетенцию суда, членствуя в Совете Европы и т.д.). Пикеты на площади... Это, к сожалению, больше влияет на самоуважение участников, не дает замолчать историю... Власть тут совершенно суверенна по отношению к мнению граждан. Число пришедших могло бы повлиять, но - у всех дела, свои заботы и горести... Тем, кому стыдно за происходящее, проще придумать алиби вроде "не стоять же рядом с лузерами и демшизой". Потому что очень не хочется признать, что твой вес и влияние еще меньше, чем у тех 200 человек, стоявших в Новопушкинском сквере 1 февраля.
     Тогда что? Просить, умолять, "бить челом"? Тоже постыдно, но - это лучше, чем ощущать себя пешкой и молча смотреть как добивают этого несчастного Алексаняна или отворачиваться в сторону, делая вид, что ничего особенного не присходит, что все идет своим чередом. Взывать к милосердию, гуманности, совести - не дело граждан. Гражданин должен уважать свою власть и требовать, чтобы уважали его. Самым естественным, влиятельным, услышанным голосом с позиций человечности был бы голос Церкви (церквей). Это ее евангельская миссия. Это - источник ее авторитета и общественный смысл. Публичное обращение (к кому угодно! хоть к небу!) Патриарха могло бы остудить страсти, дать возможность суду пересмотреть решение и сохранить лицо. Просить правительство... Жизнь человека стоит того, чтобы просить кого угодно... Но это - неправильно, нехорошо. Ни президент, ни премьер не имеют права вмешиваться в судебный процесс.

Еще ничего не поздно переиграть. Если понять, что нельзя так -  ни с бедными, ни с богатыми, ни со здоровыми, ни с больными, ни с невиновными, ни с невиновными. Правосудие должно свершится. Но - не ценой человеческой жизни. О какой отмене смертной казни может идти речь, если в России готовы уморить обвиняемого уже на стадии следствия?
     И Алексанян прав, когда говорил, что происходящее с ним - приговор обществу. Только не будем юродствовать и рисовать его Христом, жертвующим собой в искупление грехов всех прочих. То что Ходорковский с Лебедевым предлагали признать любую вину и получить еще какое-то количество лет к своему сроку, а Алексанян отказывался, говоря, что он все равно обречен, что он не хочет помилования такой ценой... Это нормально. Надо отдать должное. Эти ребята порядочно себя ведут. Что не означает святости и т.д. Это - нормальные поступки в нормальной, недеформированной системе этических координат. И потому - предсказуемые.
     Другое дело - реакция общества. Заслуженно или нет, но "дело Алексаняна" на самом деле стало символом - чем-то, что говорит каждому о том, в каком обществе он проснется завтра. Переигрывать результат потом уже будет поздно. У социальных событий - колоссальная сила инерции. Чем бы ни закончилось - это станет сигналом для всех; сигналом - который прочтут по разному. Судьи сделают выводы. Кто-то опустит руки. Кто-то "полезет на баррикады" потому что по-другому ничего не получается. Кто-то - с удовольствием еще крепче сожмет ежовые рукавицы и подумает, что получил санкцию на легальный садизм...
     Вот ни фига это дело - не правовое, не финансовое, не политическое. Вернее - оно и первое, и второе, и третье, но сейчас - именно сейчас, в эти дни - история с Алексаняном - это история о человечности, о ценностях (что важнее - человеческая жизнь или "логика следствия"?), о способности общества к сопереживанию (и в этом смысле можно понять тех, кто, к примеру, видя во френд-ленте слово Алексанян спешно пролистывает страницу - так делают не только очерствевшие и равнодушные, но и те, кто думая - сходит с ума).

P.S. Очень не хочется ни издевательств сетевых троллей, ни кликушества, ни "мобилизаций". Пусть каждый сам решает. Все ответы пока - тупиковые. Нервы (а они, судя по новостям, и у прокуратуры с судом - ни к черту) ничем не помогут. Совместные молитвы... Для вцерковленных и верующих людей - это, наверное, естественная реакция. Если же смотреть со стороны... Я бы не смог. Кажется фальшью.
P.S.S. Когда-то давно на меня сильно подействовал монолог Чарли Чаплина в "Великом диктаторе". Помните, на митинге, посвященном присоединению Остерлиха к Тамании, диктатор должен произнести речь. По ошибке в роли Диктатора оказывается бедный цирюльник, похожий на диктатора один в один. И он говорит совсем не то, что ожидают услышать. Говорит о человечности. И площадь ему рукоплещет. Если бы и сейчас с Алексаняном случилось нечто подобное... Кто бы из власть придержащих или моральных авторитетов это не произнес - ему бы рукоплескали. Не по команде.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ИЗ «ДИКТАТОРА»
    "Извините меня, но я не хочу быть императором. Не мое это дело. Я не хочу никем править, не хочу никого завоевывать. Мне бы хотелось, если возможно, помочь каждому- и еврею и не еврею, и черному, и белому.
     Мы все хотим помогать друг другу - так уж созданы люди. Мы хотим жить и радоваться счастью ближнего, а не его горю. Мы не хотим ненавидеть и презирать друг друга. В этом мире хватит места для всех. Наша добрая земля плодородна - она легко прокормит нас всех.
     Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с верного пути. Алчность отравила души людей, разделила мир ненавистью, ввергла нас в страдания и кровопролитие. Мы все наращивали скорость, и заперли себя в темнице. Машины, которые дают изобилие, оставили нас в нужде. Наши знания сделали нас циничными, наша рассудительность сделала нас холодными и жестокими. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Нам нужна человечность больше, чем машины; и больше, чем рассудительность, нам нужна доброта и мягкость. Без этих качеств жизнь превратится в одно насилие, и тогда все погибло.
     Самолеты и радио сократили расстояния. Сама природа этих открытий требует от человека доброты, призывает ко всеобщему братству, к единению всех людей на земле. И даже сейчас мой голос достигает слуха миллионов во всем мире - миллионов отчаявшихся мужчин, женщин и маленьких детей, несчастных жертв той системы, которая заставляет пытать и заключать в тюрьму невиновных. Тем, кто может услышать меня, я говорю: «Не отчаивайтесь!» Бедствие, которое нас постигло, порождено судорогами алчности - озлоблением людей, которые боятся прогресса человечества. Но и ненависть людская преходяща, диктаторы погибнут, а власть, которую они отняли у народа, вернется к народу. И до тех пор, пока люди умирают за нее, свобода не погибнет.
Солдаты! Не поддавайтесь этим бестиям, которые презирают вас, делают вас рабами, управляют вашей жизнью, приказывают вам, что делать, о чем думать и как мыслить! Тем, кто муштрует вас, сажает вас на паек, обращается с вами, как со скотом, и использует вас, как пушечное мясо! Не поддавайтесь этим чудовищам, людям-машинам, с механическим умом и механическим сердцем! Вы не машины! Вы люди! С любовью к человечеству, которая живет в ваших сердцах, нельзя ненавидеть! Ненавидят лишь те, кого никто не любит, - лишь нелюди и нелюбимые!
».
По-английски:

image Click to view


По-итальянски, "Речь о человечности", современный монтаж

image Click to view


Discorso all'Umanità.

права человека

Previous post Next post
Up