точки опоры

Feb 01, 2008 12:16

   "Прежде у людей был оплот. Гусар на саблю опирался, Лютер - на Бога, испанка молодая - на балкон. А где теперь у людей опора?". Венечка многое пропустил: технари - на сциенцию, которая потенцию ест, поэты - на пчёл, что губы во сне медом мажут... Но в целом - вопрос риторический: есть ощущение, что тема "опор" из повесток дня выпала.
   Лет пятнадцать назад еще можно было услышать в троллейбусе укоризненное: "Понимаешь... он такой человек... у него нет стержня". И это звучало как приговор в никудышности. Хотя сама метафора - ужас (как внутренний костыль). Потом "иметь точку опоры" стало символом хрупкости, интеллектуальной ограниченности (гибче надо быть, гуттаперчевее), фельдфебельского упрямства в отрицании перемен. "Внешние точки сборки" (профессиональная роль, принадлежность к сообществам) разъела ржа недоверия и подозрительности (если кто-то запускает в тебя "стержень", значит этому подлецу что-то нужно), внутренние - сошли на нет, поскольку в среде, поминутно ломающей через колено, самость является предметом слишком хлопотной, невротической опеки - рефлексии, самооценки и т.д. Глобальным символом этой модификации стал выход "Терминатора-2": андроидов механической сборки сменили пластичные, "ризоматические" ртутные киборги. Финал там, кстати, выглядел крайне неубедительно, хотя исторически - достоверно: при "подмораживании" (усилении влияния традиционных, архаических, из феодального оно прорастающих социальных структур - армии, церкви, охранки, криминала) "человеки без свойств" теряют свою летучесть.

околофилософское

Previous post Next post
Up