Антиутопия по-российски: вместо образования - зомбирование. Часть 2

Nov 12, 2017 00:09



http://svom.info/entry/730-likvidaciya-sudba-rossijskogo-obrazovaniya/
«Ликвидация»: судьба российского образования
Ольга Четверикова 11 ноября, 2017

Указанные идеи и легли в основу форсайт-проекта «Образование 2030». Его версия 2010 г. открыто ставит в качестве главной задачи трансформацию образования в четыре этапа в целях «слома/ликвидации традиционных моделей образовательной системы» [22]. А версия2013 г., включающая «Форсайт компетенции 2030», представляет собой план тотальной глобализации образования, обеспечивающей приход на российский образовательный рынок международных провайдеров с программой введения кастового образования и онлайн-обучения [5].

Выступая позже с открытой лекцией, Д. Песков конкретизировал модель кастового образования. В соответствии с ней, одна группа людей - это те, кто управляют, в том числе, создают этот форсайт; вторая - это так называемые «люди одной кнопки», которые должны обладать не умением и навыками руководства и творчества, а всего лишь способностью пользоваться готовыми разработками [14].



Что же касается глобализации, то в октябре 2014 г. в Москве состоялось официальное открытие международного форсайт-проекта «Глобальное будущее образование» (Global Education Futures), проводившегося при поддержке АСИ, СколТеха, Института образования НИУ ВШЭ, Центра развития образования МШУ Сколково и Томского государственный университет (ТГУ). Выступая на нем, П. Лукша уточнил, что «любой тренд в области образования сегодня затрагивает все страны и является глобальным вызовом для всех. Рассуждения о том, что образование в России уникально, губительны для конкурентного потенциала нашей страны на мировом рынке» [7].

В декабре 2014 г. Правительство РФ утвердило «Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.», подтвердив курс на интеграцию бизнеса и высшего образования и определив в качестве цели формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном. Для этого предусматриваются комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов, модернизации технологий заочного образования, перехода к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками, привлечению работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций, распространению технологических инноваций и пр.

Этот документ, также выдержанный в сугубо рыночных терминах, обеспечивает ускоренный переход нашей высшей школы под управление крупного бизнеса. Это означает, что в условиях глобализации образования деятельность вузов ориентируются не на интересы общества и государства, а на потребности мирового рынка труда. Таким образом, эти интересы оказываются под контролем транснационального капитала, который доминирует на рынке.



Основным механизмом встраивания нашей высшей школы в глобальный рынок стал проект 5-100-20, действующий с2013 г. и включающий сегодня 21 вуз. Управляет им международный совещательный орган - Совет по повышению конкурентоспособности, который осуществляет всю внешнюю экспертизу и оценку результатов проекта, рассматривает все вопросы развития ведущих вузов, их отчет по реализации планов мероприятий и пр. В совет входят 13 человек, среди которых шесть - с российской стороны и семь иностранцев [20]. Среди них - бывший глава Минобрнауки Д. В. Ливанов, руководитель Сбербанка Г. О. Греф и президент Сколтеха американец Э. Кроули, являющийся профессором Массачусетского технологического института и членом консультативного комитета NASA - структурного подразделения федерального правительства США, тесно связанного с Пентагоном.

Все вузы проекта подвергаются фундаментальной трансформации по плану «дорожных карт», означающей переход на международные стандарты. А те требуют наличия не менее 10% иностранных специалистов и исследователей, 15% иностранных студентов, программ на иностранных языках, соответствующих организации, системы управления и структуры вуза и пр. И все - это ради попадания в международные рейтинги.

Для организации сетевого взаимодействия вузов-участников в феврале 2014 г. по инициативе НИУ ВШЭ была создана Ассоциация «Глобальные университеты», представляющая собой НКО со своим уставом, способная осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. Целями ее объявлены внедрение международных стандартов качества образования и научных исследований и обеспечение конкурентоспособности на международном образовательном рынке. Одно из направлений - содействие достижению высоких оценок со стороны международного экспертного сообщества.

Ассоциация включает 12 рабочих групп. Среди них - группы англоязычной среды, единого эффективного контракта, поддержки иностранных специалистов, взаимодействия с зарубежными партнерами, кадрового резерва, электронного образования, нормотворческих инициатив и др. Насколько глубоко эти вузы втягиваются в глобализацию, свидетельствует, в частности, группа англоязычной среды. Она требует не только овладения каждого английским языком, но и профессионального обучения на нем на уровне бакалавриата и магистратуры, сертифицирования студентов и преподавателей в зависимости от их уровня владения этим языком, стимулирования публикационной активности на нем. В некоторых вузах программа преподавания английского языка в аспирантуре включает обязательную подготовку статьи на нем в аспирантских сборниках университетов.

Показателен также единый эффективный контракт, определяющий критерии оценки работы преподавателей, от которых зависит их оплата. Наибольшие баллы получают такие виды работ, как публикация учебника на иностранном языке, чтение лекций в зарубежном вузе, публикация в иностранных журналах с определенным индексом, приглашение иностранных специалистов и пр. В некоторых вузах ректора выбирает международный совет, все чаще иностранцы становятся проректорами. Например, в МИСиС проректором по образованию является американский гражданин Т. Э. О’Коннор, в Уральском федеральном университете проректором по проектам академического развития в сфере гуманитарных, социальных и экономических наук - гражданка Швейцарии и Франции Л. Франсина-Доминик, а членом наблюдательного совета Самарского аэрокосмического университета - все тот же Э. Кроули.



*   *   *

Таким образом, наши вузы подвергаются радикальной перестройке, влекущей за собой серьезные  последствия.

Во-первых, осуществляется тотальная смена традиционного менталитета, русского культурного кода, заменяемого чисто рыночным, прагматичным, глобализированным мировоззрением, несовместимым с национальным сознанием. Как заявлял бывший глава Минобрнауки Д. Ливанов, «работающие в этих вузах заметно меняются, они говорят другим языком, они принимают другие решения. Это не ради рейтингов. Речь идет о более важных институциональных изменениях» [6].

Во-вторых, российские вузы перестраиваются по модели американских университетов и превращаются в университеты-предприниматели, занимающиеся коммерциализацией новейших технологий и финансируемые частными корпоративными фондами, агентствами международной помощи, международными предприятиями. Встраивают наши вузы и в транснациональную образовательную бизнес-структуру, превращаясь в каналы по перекачке мозгов и новейших технологических разработок на Запад.

И это только начало. Проект 5-100 служит моделью для перестройки остальных вузов России. Это подтвердила и новый министр образования и науки О. Васильева, заявив, что проект является одним из приоритетных направлений развития российского образования, и что его опыт будет распространяться на другие вузы [24]. Однако присоединяться к нему будут только те вузы, которые вписываются в глобальное образование. Не вписавшиеся же в эти стандарты и не формирующие нужные глобальному рынку компетенции под видом «оптимизации» уже начали упразднять. Проводится это путем объединения региональных вузов в опорные университеты, в которых происходит тотальная реорганизация, ликвидация целых направлений, кафедр, сокращение преподавательского состава и т.д. Это и имелось в виду, когда по поводу реализации Концепции целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., подготовленной НИУ ВШЭ, было сказано, что в соответствии с ней будут упразднены 40% вузов и 80% филиалов вузов [19].

1 августа2016 г. российские СМИ со ссылкой на документ Минобрнауки сообщили, что, министерство может сократить 40% бюджетных мест в вузах, поскольку ему не хватает денег, чтобы оплатить прием студентов на первый курс. Причиной этого стало сокращение Минфином бюджетных ассигнований по госпрограммам «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий», которое накануне, 29 июля, обсуждалось на бюджетном совещании у премьер-министра Д. Медведева. Еще раньше, на заседании 7 июля, Правительство утвердило общие подходы к оптимизации госпрограмм и приняло решение заморозить общие расходы бюджета на 2017-2019 гг. на уровне 15,78 трлн в год.

На совещании было также объявлено о необходимости масштабных увольнений среди ученых, поскольку доля научной программы в общих расходах бюджета сократится с 0,98 в2015 г. до 0,87% в2019 г. В результате бюджетной оптимизации без работы к2019 г. останутся 10,3 тыс. научных сотрудников вузов, РАН и Курчатовского института. Вместе с учеными будут сокращены научные исследования, мероприятия по развитию научно-технической базы [21].

И это при том, что, по данным того же НИУ ВШЭ, общий объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета за два последних года уже сократили на 10,5%. Давно идет сокращение кадров ученых: как говорится в докладе РАН Президенту РФ и Правительству РФ «О состоянии фундаментальной науки в Российской Федерации», за последние 15 лет число исследователей, выполняющих фундаментальные исследования в области естественных наук, упало примерно на 10 тысяч человек, а в области технических наук - на 20 тысяч. По словам академика М. Садовского из Института электрофизики Уральского отделения РАН, «не надо быть семи пядей во лбу, чтобы представить себе, что последует за реструктуризацией. Правильно - то самое «сокращение», о необходимости которого не говорили только самые ленивые (скрытные?) из числа наших выдающихся “реформаторов” науки… В целом очень похоже, что в ближайшие годы российскую науку ждет дальнейшая деградация и маргинализация, скатывание на уровень стран третьего мира с исключительно сырьевой экономикой. Оптимистический сценарий пока что вообще не просматривается, а ждать осталось уже совсем недолго...» [9].

После оглашения информации о планах правительства представитель Минобрауки А. Усачева поспешила ее опровергнуть, а тогдашний министр Д. Ливанов в интервью каналу «Россия-24» заявил, что в стране будет сделано все, «чтобы число рабочих мест для ученых в науке не сокращалось, а увеличивалось». При этом, однако, он ушел от прямого вопроса о сокращении бюджета. Тем не менее, совершенно очевидно, что объяснения Ливанова были обычным информационным туманом, призванным скрыть реальный процесс тотальной перестройки и коммерциализации высшей школы в соответствии с указанными выше программами.

То, что скрыло Минобрнауки, вскоре огласила вице-премьер О. Голодец, публично заявившая, что 65% наших граждан не нуждаются в высшем образовании. По ее словам, расчеты показывают, что высшее образование требуется только 35% населения, поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования [13]. И это при том, что, по данным ВЦИОМ, в2010 г. в России только 23% людей имело высшее образование (в2002 г. - было 16%), в то время, как начальное и среднее профессиональное - 37%. Что касается группы от 25 до 39 лет, то в ней доля людей с высшим образованием составляет у нас 39%, а лидируют по этому показателю такие страны, как Польша (41%), Израиль и Финляндия (43%), Бельгия (50%) и Норвегия (52%) [1].

В любом случае дело здесь, конечно, не в процентах, а в содержании образования. В условиях разрушения реального сектора экономики и господства спекулятивной сферы подавляющее большинство выпускников российских вузов не может работать по своей непосредственной специальности и наблюдается переизбыток дипломированных специалистов по таким направлениям, как экономика, юриспруденция, гуманитарная сфера. В среднем 30% выпускников вузов, нашедших доходное занятие, трудятся не по профессии, а среди молодых специалистов со средним профессиональным образованием таковых 40%. И до сих пор рост сферы высшего образования происходит не за счет подготовки специалистов по современным высоким технологиям, как того требует официальная концепция, а за счет многократного увеличения доли специалистов для непроизводственных сфер (управление, финансы, развлечение).

По последним данным, безработных выпускников вузов в июле2016 г. стало на 84% больше, чем в том же месяце 2015-го. Во II квартале 2016 года уровень безработицы среди граждан от 20 до 24 лет составил 14,5%, в то время как средний показатель для всего населения 6%. Абсолютные аутсайдеры - специалисты в области воспроизводства и переработки лесных ресурсов (по профессии не работают 56% выпускников вузов и 75% выпускников техникумов и колледжей). Не трудятся по профилю от 40 до 60% выпускников, получивших такие специальности, как технология продовольственных продуктов, металлургия и машиностроение, сельское и рыбное хозяйство. При этом едва ли не все отрасли экономики в России нуждаются в людях (чем, в частности, официально оправдывается завоз мигрантов из Средней Азии) [4].

*   *   *

Катастрофическое положение в сфере образования является следствием того стратегического курса в экономике, которому следует российское руководство. Оно ориентируется на глобальные центры власти, которые, встраивая другие страны в мировую экономику, осуществляют их активную деиндустриализацию и создают на фоне общей деградации такие «очаги» или «кластеры» с новейшими технологиями и сервисом, призванные обслуживать мировую корпоратократию. Именно на приоритеты мировых центров и обязана теперь быть переориентирована наша система образования. Она должна обслуживать высокотехнологичные «кластеры», что предопределяет ограниченную потребность в специалистах с высшим образованием. Остальным уготовано работать там, где нужны элементарные навыки и не требуется специальное обучение (торговля, сфера управления и пр.). Это и имела в виду О. Голодец.

Так что Правительство разрушает нынешнюю систему образования вовсе не в силу своей некомпетентности, а, напротив, потому что оно реализует хорошо проработанную программу. Это вновь было ясно продемонстрировано на Первом форуме стратегических инициатив, проведенного АСИ на площадке ВДНХ 21-22 июля2016 г. На нем была, наконец, представлена разработанная Агентством и до этого мало кому известная государственная программа Национально-технологическая инициатива (НТИ), направленная на поддержку перспективных отраслей. Выступившие здесь представители инновационных центров (АСИ, МШУ «Сколково», Российская венчурная компания), обрисовали наше ближайшее будущее следующим образом.

Внедрение новых технологий ведет к складыванию четырех типов зон в мировом пространстве: к двум существовавшим ранее - «золотому миллиарду» («зоне комфорта» с 1 млрд человек) и развивающейся зоне («зоне обеспечения» с 5 млрд людей) теперь добавились технологические суперкластеры внутри развитых стран («кластеры силиконовых долин» с 0,5 млрд человек) и зона управляемой нестабильности (1 млрд человек). Если из зон высокого развития поступают технологии и продукты, то из зон низкого развития - таланты и идеи. Этот цикл и есть тот процесс, который определяет наше развитие в настоящий момент. Основным продуктом теперь становятся таланты - люди, способные производить новые бизнесы и новые экономики. А приобретение и удержание талантов (которые легко перемещаются) представляют собой основную компетенцию новых стран-лидеров. В силу того, что новые технологии, виртуализация нашей реальности, вместе с тем, могут привести к разрушительным последствиям, другим основным продуктом глобального развития становится обеспечение безопасности [28].

Именно поэтому программа НТИ, о которой рассказывал упомянутый выше Д. Песков, представляет собой «технологию свободной продажи смыслов и безопасности на мировом рынке». Она ориентирована исключительно на экспорт и среди ее 9 главных рынков главное внимание уделяется новым персональным системам безопасности SafeNet и созданию нового поколения всемирной паутины на основе нейрокомпьютерных интерфейсов NeuroNet.

Вот основные тезисы участников форума:

- Россия должна стать «генератором смыслов и культурных кодов»;

- нужна концентрация на технологиях, собирающихся в продукты, для рынков которых больше нужны не миллионы работников, а таланты; необходимо научиться мыслить главным продуктом будущего - людьми и талантами и научиться управлять талантами, «капитализировать их с детства, превращать группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения для этих рынков уже сегодня [29];

- если страна научится экспортировать решения безопасности, которые будут готовить небольшие технологические компании НТИ вместе с соответствующими министерствами, в 2020-е годы она сможет освоить рынок, сравнимый с рынком нефти и газа;

- надо создавать технологические заделы и формировать в регионах инфраструктуру под новые технологии-кластеры по образцу иннополиса в Татарстане и инноцентров в Калуге, создавать коммуникации между участниками процессов, чтобы формировать нового субъекта перемен;

- Россия может занять достойное место на рынках инструментов игрофикации, являющихся способом регулирования общества и поведения людей в городе (пример - игра Покемон), новых финансов, образовательных инноваций, новых технологий коллективного мышления (изобретенных методологами школы Г. П. Щедровицкого).

Как подчеркивалось, кадровый потенциал 2035 г. - это сегодняшние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас. Рассуждая о необходимости принципиально нового типа людей, способных «порождать новизну», и сетуя на то, что у нас только 10% талантливых детей, А. Лукша совершенно откровенно заявил: «Государство должно задуматься! 10% - группа прорыва, остальным нужны психотехники» [17].



Вот это и есть та новая система, которую нам предлагают вместо образования. Таким образом, «прогресс» России форсайтеры связывают с созданием нового виртуального типа человека, духовный и интеллектуальный мир которого рассматривается как «капитал», «продукт», «товар», предназначенный на экспорт. И это официальная стратегия. Совершенно очевидно, что ее продвигают люди с измененным сознанием, для которых человек - не личность, а набор функций, представляющих интерес исключительно с точки зрения их товарной ценности. Поэтому ставка и делается на новые технологии мышления, на психотехники, низводящие человека до уровня примитивного зомби, нейрораба, поведение которого подстраивается под жесткие требования глобального рынка. Всеобщая «покемонизация» - вот те «смыслы», которые российские стратеги предлагают всему человечеству, превращая Россию в их «генератора». В этой связи вспоминаются известные откровения Г. Грефа: «Вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в руки населения. Как только простые люди поймут основу своего я и самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело... Люди не хотят быть манипулируемы, когда имеют знания» [12].

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Реализуемая сегодня политика в сфере образовании и науки не только делает невозможным какую-либо реиндустриализацию страны, но и ведет к потере ею суверенитета в области образования, подготовки кадров, научных исследований и разработок, являющегося стержнем национальной безопасности. Научно-образовательная система подвергается тотальной замене в интересах транснационального инновационного бизнеса, при которой под броским тезисом о России как «генераторе смыслов» нашу страну превращают в экспериментальную площадку для обкатки новейших технологий глобального управления.



Литература
  1. 3 графика, которые опровергают миф о том, что в России много людей с высшим образованием - http://новодвинцы.рф/personalopinions/412/
  2. Алтайцев А.М. Корпоративная культура университетов США // http://charko.narod.ru/tekst/cb7/alt.html
  3. Без комментариев: Агентство стратегических инициатив в Севастополе. Видео от 26.03.2014 - https://www.youtube.com/watch?v=oMCKAons60U
  4. Безработных выпускников вузов стало в два раза больше / Известия. 20.10.2016 - http://izvestia.ru/news/639195#ixzz4NygIptPw
  5. Будущее образования: глобальная повестка. Результаты работы по форсайту образования 2030. 6 сентября 2013 г. - https://ioe.hse.ru/data/2013/10/07/1280643910/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9F.%D0%9B%D1%83%D0%BA%D1%88%D0%B0%20-%20Global%20Report%20Education%202030.pdf
  6. В ДВФУ началось заседание Совета Проекта 5-100. 23.11.2015 - http://5top100.ru/news/20824/
  7. В Москве стартовал проект «Глобальное будущее образования» // Учительская газета. 14.11.2014 - http://www.ug.ru/news/13149В.Путин пообещал «не наступать на пятки» «Сколково» - http://www.rbc.ru/politics/25/05/2011/595599.shtml
  8. В. Путин пообещал «не наступать на пятки» «Сколково» - http://www.rbc.ru/politics/25/05/2011/595599.shtml
  9. Ваганов А. Карт-бланш. Сокращение численности ученых - процесс неизбежный // Независимая. 02.08.2016 - http://www.ng.ru/science/2016-08-02/3_kartblansh.html Гендиректор «Рускомпозита» Андрей Никитин возглавил АСИ - http://www.forbes.ru/news/71314-gendirektor-ruskompozita-andrei-nikitin-vozglavil-asi
  10. Выступление Михаила Ковальчука в Совете Федерации 30 сентября2015 г. //http://trv-science.ru/2015/10/08/vystuplenie-mikhaila-kovalchuka-v-sf/
  11. Гендиректор «Рускомпозита» Андрей Никитин возглавил АСИ - http://www.forbes.ru/news/71314-gendirektor-ruskompozita-andrei-nikitin-vozglavil-asi
  12. Герман Греф: «Россия ищет третий путь, потому что ничего не слышала о первых двух!» //БИЗНЕС Online. 22.06.2012 - http://www.business-gazeta.ru/text/61673/
  13. Голодец: две трети россиян не нуждаются в высшем образовании // Известия. 15.07.2016 - http://izvestia.ru/news/622438#ixzz4G7zWwbkx
  14. Еврезов Д.В., Майер Б.О. «Образование 2030» - вызов системе образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. № 2(18) 2014 - http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-2030-vyzov-sisteme-obrazovaniya-3-smena-gosudarstvennogo-obrazovaniya-na-chastnoe-elitarnoe
  15. Заседание Международного попечительского совета Московской школы управления «Сколково» - http://government.ru/news/20151/
  16. Игнатов И. Американский исследовательский университет как организационная инновация - I // Капитал страны. 15.12.2011 - http://kapital-rus.ru/articles/article/197180/
  17. Креативность, способность к сотрудничеству, самоорганизация - наиболее важные навыки будущего - https://asi.ru/news/57298/
  18. Ларина Е. Университеты США и разведывательное сообщество: как ведется война против России - http://communitarian.ru/publikacii/skrytaya_storona_vlasti/universitety_ssha_i_amerikanskoe_razvedyvatelnoe_soobschestvo_kak_vedetsya_voyna_protiv_rossii_17072015/
  19. Меньше вузов - хороших и разных // Известия. 28.01.2015 - http://izvestia.ru/news/582364
  20. Министерство образования и науки Российской Федерации. - http://5top100.ru/council/
  21. Нетреба П. Образование в России: без студентов и ученых // Газета.ru.31.07.2016 - https://www.gazeta.ru/business/2016/07/31/9722969.shtml
  22. Образование 2030: Дорожные карты будущего. Результаты первого российского этапа исследования. Опубликован 19 мая 2011 г. - http://www.slideshare.net/MetaverMedia/2030-8031807
  23. Обязательные попечительские советы в вузах узаконили // Городские новости. 1.12.2011 - http://gornovosti.ru/tema/vazhno-znat/obyazatelnyye-popechitelskiye-sovety-v-vuzakh-uzakonili16859.htm
  24. Опыт вузов - участников Проекта 5-100 будет распространяться на другие российские университеты - http://5top100.ru/news/45768/
  25. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив (АСИ) - https://asi.ru
  26. Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Выпуск I -https://www.rvc.ru/upload/iblock/87b/Report_2_RU.pdf
  27. Урок будущего. Дмитрий Песков. Видео от 27.11.2009 г. - https://www.youtube.com/watch?v=D93jJwwVVGs
  28. Форум стратегических инициатив 2016. Евгений Кузнецов: привлекать таланты - новая компетенция стран-лидеров -http://json.tv/ict_news_read/forum-strategicheskih-initsiativ-2016-evgeniy-kuznetsov-privlekat-talanty-novaya-kompetentsiya-stran-liderov-20160802030228
  29. Форум стратегических инициатив 2016. Дмитрий Песков: мир 2035 безусловно шизофреничен - http://json.tv/ict_news_read/forum-strategicheskih-initsiativ-2016-dmitriy-peskov-mir-2035-bezuslovno-shizofrenichen-20160802024543
  30. Что такое Метавер? - http://metaver.net/wtf/
  31. Яковлева О.А. «Электронные услуги» или приватизация власти. М., 2013. С. 22.
  32. 3 графика, которые опровергают миф о том, что в России много людей с высшим образованием - http://новодвинцы.рф/personalopinions/412
  33. FAQ по трансгуманизму // http://www.really.ru/articles/20/91
  34. MoscowSchoolof Management Skolkovo- http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/brochures/SKOLKOVO_Eng.pdf
  35. World Transhumanist Association. For the ethical use of technology to extend human capabilities. Декларация трансгуманистов // http://www.transhumanism.org/index.php/WTA/more/503/


враги народа, колонизация России, Минобрнауки РФ, зомбирование, МШУ Сколково, США, образовательные услуги, форсайт, агенты влияния, реформа образования в РФ, глобализация, Образование 2030, Россия, ВШЭ, Болонская система, предатели, вредительство, трансгуманизм

Previous post Next post
Up