Фото: sibnovosti.ru
http://social.eadaily.com/blog/43028493406/Byudzhetnyie-dengi-dlya-Skolkovo-obnaruzhilis-v-SSHA?tmd=1&image=20379189753&image=20379189753Бюджетные деньги для "Сколково" обнаружились в США
Как выяснили аудиторы, 1,6 млрд рублей, выделенных из российского бюджета на инноград, получит Массачусетский институт технологий.
Опубликовала
Татьяна *** , 08.04.2013
Трехстороннее соглашение между Фондом «Сколково», Массачусетским технологическим институтом (МИТ) и автономной некоммерческой организацией «Сколковский институт науки и технологий» (СИНТ, Сколтех) было заключено с нарушениями российского законодательства. К таким выводам пришли аудиторы Счетной Палаты, которые минувшей осенью проверяли деятельность Фонда «Сколково». Кроме того правительство, вместо финансирования отечественного инновационного кластера, поручило выделить 1,6 млрд рублей в виде грантов Массачусетскому институту технологий. По данным «Известий», значительное количество выявленных нарушений в деятельности «Сколково» привело к тому, что Счетная плата засекретила данные проверки аудиторов.
В феврале этого года на сайте Счетной палаты было опубликовано короткое сообщение о проведенной аудиторами проверке использования средств федерального бюджета, направленных на создание и обеспечение функционирования инновационного центра «Сколково». Тогда аудиторы отмечали, что из бюджета на «Сколково» было потрачено 31,6 млрд рублей. Проверка показала отсутствие в субсидиях на инноград конкретных целевых показателей в привязке к срокам их реализации. «Это создает риски достоверности оценки эффективности их использования» - отмечали в СП, никаких других замечаний опубликовано не было.
По данным известий отчет аудиторов оказался под грифом «секретно» из-за выявленных нарушений в финансировании «Сколково».
- Отчет аудиторов по «Сколково» был засекречен и не попал в публичный доступ, - заявил источник в Счетной палате. По его словам, на аудиторов было оказано давление - «правительство надавило на СП и сделало все чтобы отчет не был опубликован и не стало известно, что бюджетные деньги выделенные на Сколково идут в США в виде грантового финансирования Массачусетского института». Официальные представители СП подтвердили «Известиям», что отчет по данной проверке проходит под грифом «секретно».
«Известиям» удалось раздобыть полный отчет проверки «Сколково», включая «секретную» часть. По данным аудиторов по условиям соглашения заключенного в сентябре 2010 года между «Сколково» и Массачусетским технологическим институтом (МИТ), американская сторона взяла на себя обязанности разработать концепцию международного исследовательского института и создание соответствующей «дорожной карты», а российская сторона обязалась компенсировать расходы МИТ. В итоге, по данным аудиторов, МИТ за эту работу получил $7,5 млн Из этой суммы более $5,5 млн - погашение издержек американских партнеров, а $2 млн - вознаграждение МИТ. «В первоначальной редакции соглашения речь шла о $2,5 млн, которые МИТ должен был получить, но затем сумма была увеличена в три раза путем допсоглашения, заключенного в марте 2011 года», - сообщается в отчете СП.
- Возможность контроля расходов американского института была фактически исключена, - заявляют аудиторы.
В октябре 2011 года было заключено новое соглашение между МИТ, «Сколково» и СИНТ где фигурировали уже другие суммы, но контроль за расходами американской стороны по прежнему не был прописан.
По этому договору российский фонд должен обеспечить американской стороне финансирование в размере $302,5 млн - прямо или через третьих лиц. Большая часть суммы, $152 млн, должна была пойти на увеличение мощностей МИТ, и лишь $150,5 млн - на создание «Сколковского института науки и технологий». При этом первую часть суммы, которая шла в виде грантовой поддержки, МИТ вправе была использовать по своему усмотрению - в том числе на цели, не связанные с сотрудничеством со «Сколково». Вторая часть суммы тоже должна быть переведена МИТ в качестве грантов. По данным аудиторов, российская сторона не потребовала от МИТ даже финансового участия в проекте. Были ли выделены все $300 млн аудиторы в отчете не уточняли.
Общая сумма выделенных «Сколково» средств, которые в итоге могут пойти на финансирование американской науки, по их данным, может существенно увеличиться. Как отмечается в засекреченном отчете, в 2011 году президент России Дмитрий Медведев поручил Минфину обеспечить «Сколково» предоставление в 2011-2013 гг. средств в размере до 9 млрд рублей. А допсоглашение датированное октябрем 2011 года между Минфином и «Сколково» предусматривало выделение МИТ «в рамках совместной деятельности» 1,6 млрд рублей.
Более того, представители Счетной Палаты отмечали, что трехстороннее соглашение (между МИТ, Сколково и СИНТ) которое было утверждено Дмитрием Медведевым (который на тот момент был президентом страны) противоречило российскому законодательству. «Соглашение было заключено только на английском языке, а перевод данного документа в Фонде отсутствовал, что противоречит нормам российского права», - отмечали аудиторы.
Представителей Счетной палаты обеспокоила также возможность бесконтрольного использования американской стороной выделенных средств.
В самом «Сколково» заявили, что в утвержденном коллегией Счетной Палаты отчете о проведении контрольного мероприятия никаких вопросов к действующему соглашению о создании Сколтеха не содержится.
- В названном документе не ставится под сомнение соответствие соглашения с MIT российскому законодательству. Что касается сроков и функционирования самого нашего университета, то проект реализуется строго в рамках утвержденного плана, - сообщил «Известиям» вице-президент Фонда «Сколково» Александр Чернов. В американском MIT на запрос «Известий» не ответили.
В тоже время вице-президент по управлению и развитию Сколковского института науки и технологий Алексей Ситников подтвердил, что договор между «Сколково» и МИТ был подписан на английском языке, но не согласен с аудиторами, что это противоречит российскому законодательству.
- Договор существует, это правда. Он подписан на английском языке между Cколтехом, МИТ и Фондом «Сколково». Заверенный перевод документа существует, но английский является основным языком договора. Если есть разночтения между русским английскими вариантами, то в нашем договоре главным языком является английский. Это не противоречит российскому законодательству. Он отметил, что ни один из участников трехстороннего соглашения не комментирует вопросы, связанные с суммой контракта и какими-либо выплатами, так как эта информация носит конфиденциальный характер.
- Могу только сказать, что соглашение не является грантовым договором и не является договором о возмездном предоставлении услуг, так как МИТ является НКО и не может предоставлять коммерческие услуги. Это договор о сотрудничестве, в котором обозначены совместные усилия по строительству Сколтеха. Американский институт нам оказывает помощь по целому ряду направлений, которые четко указаны в документе и по нему существует согласованная форма отчетности, которую МИТ предоставляет - объясняет Ситников.
По мнению экспертов, претензии контрольного ведомства могут серьезно осложнить партнерство российского иннограда и с MIT и с другими зарубежными научными центрами, а также заинтересовать правоохранительные органы, которые могут начать проверку выполнения соглашения, и всех обстоятельства его появления.
- Предписания Счетной палаты в рамках ее полномочий носят обязательный характер, но главное в этой ситуации - нанесла ли деятельность «Сколково» ущерб государству или нет, - говорит юрист Виктор Наумов.
Аналитик инвестиционного холдинга ФИНАМ Владислав Исаев отмечает, что заключенное соглашение, независимо от того, нанесло оно вред российской стороне или нет, будет выглядеть «грязной сделкой» с точки зрения американского политического истеблишмента. И оно, по его словам, может быть сорвано в любой момент. В этом случае «Сколково» потеряет все переданные американцам деньги.
- В МИТ на эту сделку пошли в связи со сложной финансовой ситуацией. «Сколково» давало своего рода «взятку», чтобы получить взамен технологическое партнерство, - говорит аналитик.
По мнению экспертов такие выплаты американским ученым, которые делало руководство «Сколково» бесмысленно, так как никто в США или Европе не стремится способствовать российскому научному и техническому прогрессу.
В феврале этого года стало известно, о том что Следственный комитет России (СКР) проводит расследование по подозрению в нецелевом расходовании средств в инновационном центре «Сколково». По данным следователей, 3,5 млрд бюджетных рублей, предназначенных для развития наукограда, вместо использования по прямому назначению долгое время хранились на счетах Меткомбанка, конечным бенефициаром которого является президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. Представители СКР подозревают, что банк пустил деньги в оборот, благодаря чему заинтересованные лица получали незаконные прибыли.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
http://izvestia.ru/news/552312Вексельберг переводил деньги «Сколково» на счета своей фирмы
21 июня 2013
Анастасия Дуленкова, Павел Чернышов Следователи проверяют факт перевода 140 млн рублей, предоставленных иннограду, «дочке» «Реновы», а также иностранным фирмам. Одной из них владеет друг депутата Ильи Пономарева
Фонд «Сколково» в 2010-2011 годах перечислил 93,5 млн рублей российскому филиалу компании «Ренова менеджмент АГ Швейцария», аффилированной с президентом фонда Виктором Вексельбергом. Также более 52 млн рублей переведены семи иностранным компаниям. По данным «Известий», факт перевода за рубеж средств, выделенных из бюджета на развитие иннограда, уже привлек внимание правоохранительных органов - доследственная проверка, которая ведется в настоящее время, может закончиться для главы фонда и владельца «Реновы» обвинениями в нецелевом расходовании средств и даже уголовным делом.
По данным МВД, на счета иностранных компаний Urlich F Kunz & Partners AG, Jurong Consultants Pte Ltd, UBS Swiss Financial Advisers AG, Maxmakers Ltd, Valode & Pistre Management SA, Pierre De Meuron фондом «Сколково» было перечислено за период с 2010 по 2011 год около 52,4 млн рублей. Кроме того, 93,5 млн рублей было переведено на счет российского филиала «Реновы», иностранной компании АО «Ренова менеджмент АГ Швейцария». Как известно, председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг одновременно является президентом фонда «Сколково».
Представитель группы компаний «Ренова», которая получила от «Сколково» более 90 млн рублей, не смог своевременно прокомментировать ситуацию. «Ренова менеджмент АГ Швейцария» входит в этот холдинг и специализируется на управлении активами, слияниях и поглощениях, консультациях других компаний из группы. В «Сколково» также не смогли оперативно прокомментировать, какие услуги предоставляли перечисленные компании и были ли они выбраны по конкурсу. В то же время член правления «Реновы» Андрей Шторх после получения запроса от «Известий» с просьбой объяснить, почему средства фонда оказались на счетах компании принадлежащий Вексельбергу выступил с заявлением о том, что «Ренова» и ее глава инвестировали в создание российского инноцентра более 3,5 млрд рублей. Причем, по словам Шторха, личные инвестиции Виктора Вексельберга в инноград составили больше $25 млн.
Личные инвестиции не освобождают от ответственности, если при освоении средств, выделенных из бюджета на «Сколково», было нарушено законодательство, уверены эксперты. Фонд «Сколково» не является государственным ведомством. Однако, как пояснили «Известиям» юристы, и для подобных структур закон о некоммерческих организациях вводит ограничения на сделки с конфликтом интересов.
- Законом введено понятие «конфликт интересов», которое используется, когда лица, заинтересованные в совершении тех или иных действий, могут извлекать выгоду из пользования или распоряжения имуществом некоммерческой организации. Например, размещать денежные средства фонда на счетах подконтрольных фирм. Закон опосредованно запрещает совершение таких действий, но в то же время оно возможно при условии уведомления о заинтересованности органа управления фонда и получения соответствующего одобрения. В противном случае такая сделка может быть оспорена, а заинтересованное лицо обязано будет возместить причиненные ею убытки, - говорит заместитель председателя правления АКБ «Ланта-банк» Дмитрий Шевченко.
Напомним, что в феврале Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 160 УК РФ («Растрата») против экс-главы финансового департамента фонда развития центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» Кирилла Луговцева и гендиректора таможенно-финансовой компании «Сколково» Владимира Хохлова. По версии следствия, они потратили из бюджета без обязательного тендера 24 млн рублей на аренду недвижимости у подконтрольной им фирмы, которой владеет мать Луговцева.
- В нынешней ситуации также смущает аффилированность. Председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Вексельберг одновременно является президентом фонда «Сколково», - отмечает Ксения Гагаева, адвокат московского офиса МЮГ AstapovLawyer. - Однако делать вывод об идентичности настоящей ситуации с ситуацией, которая сложилась вокруг Луговцова, пока рано. Лишь компетентные органы в лице Счетной палаты и ФСБ могут провести проверку и озвучить свое экспертное мнение.
- Есть много нюансов. Часто бывает так, что, хотя необходимая форма соблюдена и документы правильно оформлены, по смыслу и экономической составляющей сделка является фиктивной. Надо выяснять, как аффилированность повлияла на принятие решений, - объясняет адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов.
Напомним, что ранее стало известно, что 3,5 млрд бюджетных рублей, предназначенных для развития наукограда, вместо использования по прямому назначению долгое время хранились на счетах Меткомбанка, конечным бенефициаром которого также является Виктор Вексельберг. Следователи подозревают, что банк пустил деньги в оборот, благодаря чему заинтересованные лица получали незаконные прибыли.
Скандалы с Логовцевым и Меткомбанком - далеко не все эпизоды, которые привлекли внимание контролирующих органов. Так, в апреле стало известно о планах фонда перечислить 1,6 млрд рублей, выделенных из российского бюджета, Массачусетскому технологическому институту. Отчет Счетной палаты с упоминанием этих данных был засекречен, сообщали тогда «Известия».
Большинство инофирм, упомянутых в нынешних материалах доследственной проверки, оказывают консалтинговые услуги. Urlich F Kunz & Partners AG - международная консалтинговая компания со штаб-квартирой в Швейцарии, занимается разработкой стратегий и бизнес-планов, управлением проектом, мониторингом, временным исполнительным управлением, личным коучингом. Связаться с представителями фирмы по указанным на сайте телефонам не удалось.
Любопытно, что в число друзей собственника компании Ульриха Кунца входит депутат Илья Пономарев, замешанный в еще одном «сколковском» скандале. Следственный комитет России возбудил уголовное дело против старшего вице-президента фонда «Сколково» Алексея Бельтюкова, поскольку, по мнению следователей, тот незаконно передал Пономареву сумму ($750 тыс.), которая явно не соответствует выполненной работе. В недавнем интервью «Известиям» «эсер» заявил, что не будет возвращать денежные средства, так как юридически сделать это можно, только признав свою вину.
Компания Jurong Consultants Pte Ltd - один из крупнейших мировых консалтеров и девелоперов промышленных парков и экономических зон. Эта фирма с прошлого года консультирует правительство Ставропольского края. UBS Swiss Financial Advisers AG - дочерняя компания UBS AG, созданная для обслуживания лиц, заинтересованных в счетах в Швейцарии и зарегистрированная в США в качестве инвестиционного консультанта по ценным бумагам. В российском представительстве компании оперативно прокомментировать свои отношения со «Сколково» не смогли.
Швейцарская Maxmakers, по данным Совета при президенте по модернизации и инновационному развитию экономики, прошла отбор на роль консультанта фонда «Сколково». Эта компания должна была заниматься градостроительной концепцией иннограда (формировать бриф, сопровождать разработку концепции, выбирать лучший вариант). В компании отказались комментировать отношения с подмосковным инноградом.
Согласно информации с сайта компании Valode & Pistre, в июле 2010 года глава архитектурного бюро Жан Пистр был назначен председателем городского совета «Сколково», а его компания отвечает за развитие технопарка в будущем городе. Коллега по цеху архитектор Пьер де Мерон также вошел в городской совет «Сколково».
- Мы занимались университетом в «Сколково», но наша политика не позволяет сообщить цену, за которую мы выполнили проект, эту информацию раскрывают только наши клиенты, - сообщили сотрудники де Мерона.
По словам замдиректора Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий Михаила Лабудина, в этой организации к услугам иностранных консультантов прибегают только в вопросах инвестиций.
- Конечно, инвестиции из-за рубежа для нас интересны. Но, скажем, в части научно-технических консультаций вполне обходимся специалистами из России, - рассказал Лабудин.
По мнению президента Национальной ассоциации инновационного развития и технологий (НАИРИТ) Ольги Усковой, практика масштабного привлечения иностранных специалистов для работы в фонде «Сколково» неоправданна и небезвредна, так как создает непрозрачную основу для коррупционных схем и выплат.
- В рамках работы НАИРИТ я довольно плотно работала со «Сколково», - рассказывает Ускова. - Очень бросались в глаза и запомнились три основных момента. Неоправданно высокие оклады приглашенных иностранных специалистов. Отсутствие подготовленной почвы для работы иностранных специалистов - перед ними не ставились четкие задачи, они не знали, чем заниматься, отсутствовала система результативности и контроля работы иностранцев. И третий момент - наличие большого количества случайных людей с иностранным гражданством, которыми просто отчитывались за потраченные деньги российских налогоплательщиков.
По словам Усковой, «возникало внутреннее ощущение, что мы за рубежом, в гостях, находимся на уровне неандертальцев».
- Обстановка напоминала начало перестройки, когда в нашу страну хлынули искатели приключений, которые ехали за легкими деньгами. И деньги были очень легкие - никакой ответственности, отчетности и много вопросов по безопасности, - заявляет президент НАИРИТ.