Наталья Гончарова "Между Западом и Востоком"

Feb 21, 2014 16:05

Я так давно не была в ЖЖ, что еле нашла как написать новый пост. Но недавняя выставка попросила зафиксировать себя в дневниках памяти.

Попала я на нее случайно: опоздала на лекцию по неопримитивизму в ГТГ на Крымском валу. Решила, что раз уж я вытащила себя в колготках и на мороз, то надо идти на выставку. До неё я о Гончаровой знала, что она есть, что дружила с Маяковским, и что живопись ее мне будет не понятна. Не знаю откуда последняя установка, наверное что-то мелькало в интернете...
Практика показала, что я пришла не зря! Сначала думала посетить и основную композицию тоже, но Гончарова сделала мне эмоциональный, фактурный, чувственный и цветовой переизбыток, поэтому остальное я просто не потянула. Выставку ГТГ организовала большую, насыщенную, и я не представляю как после нее можно осилить еще что-то...Как потом прочитала, порядка 400 полотен, по масштабу сопоставимо с выставкой расцвета творчества Натальи.
И заранее простите мне мою вольность, я не буду описывать все жанры, из освоенных Гончаровой, которые мне не близки, ибо Наталья успела позаниматься всем: иллюстрацией, коллажами, была театральным художником и пр. Только то, что отозвалось.

Правнучатая племянница жены Пушкина Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой, Наталья (далее НГ) появилась на свет 16 августа (в других источниках 2 июля) 1881 года в деревне Ладыжино (по другим сведениям Ладышино, Нагаево и Архангельское) Тульской области в семье архитектора. До сих пор не могу понять что в деревне делал архитектор?? Возможно, именно из за жизни в имении бабушки глаз НГ так проникся крестьянской жизнью, что потом в творчестве она неоднократно возвращалась к этим мотивам, и даже попыталась воскресить русский лубок во время работы над театральными постановками. Вот так выглядела Наталья:



В 1892 Гончарова с отцом, архитектором и математиком Сергеем Гончаровым, переехала в Москву, где окончила гимназию. После гимназии она поступила на медицинские курсы, где проучилась очень недолго. Затем столь же недолго она училась на историческом факультете Высших женских курсов. И только в 1901 поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занималась скульптурой, а затем увлеклась живописью, которую изучала под началом Коровина. Я упоминаю эту цепочку к вопросу о том, как долго надо себя искать. Столько, сколько влезет.



Пейзаж в Ладыжино, 1907
Гончарова начинала как импрессионист, и по многим её первым полотнам это очень заметно!  В начале творческого пути художница, по собственным словам, «более всего училась у современных французов». Гоген, Моне, Сезан и Мвтис откровенно читаются в некоторых полотнах.



Натюрморт с зеркалом
Творческий подъем молодой художницы был связан с 1906 годом, когда Гончарова вплотную занялась картинами в духе примитивизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ.



Композиция

В России была богатая традиция женщин-покровительниц искусства, владелиц салонов и галерей, но одновременно с этим в обществе господствовали средневековые нравы. Появление в начале века «женского» авангарда было сенсацией. В 1900 НГ познакомилась со своим будущим супругом Михаилом Ларионовым (по другим источникам, они познакомились когда ей было 9 лет). Впоследствии пара работала вместе около шестидесяти лет - вот вам и служебный роман! Вместе с ним она принимала участие в многочисленных выставках в России и Европе.

Гончарова все силы отдала живописи, в чём её поддерживал Ларионов: по свидетельству М.И. Цветаевой, он говорил: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза".



Купание лошадей, 1911 - ГТГ
Холст, масло 117,2 х 102
Она шокировала московскую публику и небрежной одеждой, и нескрываемым сожительством с Ларионовым, появлялась в скандальных фильмах и спектаклях, публиковала эпатирующие манифесты. Ее искусство было пропитано фантазиями родной земли, мистическими религиозными мотивами, изображением примитивного крестьянского быта и особенностей человеческого тела.



Бабы с граблями
В 1910-х гг. у них была репутация отчаянных авангардистов, смущавших публику скандальными выходками, дерзкими манифестами и рекламными трюками. Наталья расписывала красками свое лицо и лица друзей, и так они гуляли по Москве. Михаил проектировал ввести моду на татуированные мужские ноги и дамские груди (сбылось, между прочим). Современники Гончаровой, однако, вспоминали застенчивую, серьезную, странно или плохо одетую, невероятно трудолюбивую женщину (за 15 лет она ухитрилась сделать около 800 работ). Но тихоней, конечно, она не была.



Сирень
В 1907-1911 годы живопись Наталии Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Наталия Сергеевна написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии.


Четыре евангелиста, 1911
 Масло, Русский музей
В ней Наталья Гончарова, используя древние исконно русские символы, пытается выразить картину изменения действительности, революцию как "конец света", пластика этой работы напоминает древнерусский лубок - вид изобразительного фольклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе "Бубновый валет".


Костюм серафима, 1914

"Крестьяне, собирающие виноград" вполне себе Пикассо, с нехарактерными для него красками. Почти шестьдесят лет полотно, находясь в запасниках, оставалось недоступным для зрителей в связи с негативным отношением в советскую эпоху к искусству модернизма.



Крестьяне, собрающие виноград
Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова

Весомые фигуры людей, ощутимая тяжесть гроздей винограда - картина тяжелая как прокладка железнодорожных путей. Видимо, прошлое скульптора накладывало отпечаток на НГ и в живописи. Строя, оперируя плоскостями, Гончарова гранит её, словно камнетёс, выявляя структуру, как подсказывали ей древние скульптуры. В картине усматривается и библейский подтекст. Со времён раннехристианского искусства виноградная лоза - это символ Христа. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь», - говорится в Евангелии от Иоанна.



Жатва, 1911

В полотнах «Жатвы» (всего их 9) главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее.)



Жатва. Птица Феникс

В 1910 году художницей была написана одна из ее самых знаменитых примитивистских работ «Мытье Холста».



Неопримитивизм Гончаровой - огромный вклад ее в искусство начала XX в. Вдохновение художница продолжала черпать в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных "бабах".



"Уборка хлеба" ( чем вам не Ван Гоговские виноградники?)

Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Гончаровой как живописца. С этого момента отчетливо обозначились принципиальные различия в творческих позициях двух мастеров и особенности их эстетических устремлений. Михаила стал интересовать городской фольклор, в его работах была ощутима игровая стихия, Наталью влекло традиционное крестьянское искусство, в ее творчестве не было места иронии. Она всецело сосредоточилась на постижении внутренней сущности народного творчества, его монументальности и глубины.



"Идолы"
Влиятельный критик писал: «Ее творчество какое-то полосатое - полоска импрессионизма, полоска примитивизма, полоска кубизма». Добавим сюда щедро заплаченную дань модной тогда экзотике - китайской, еврейской, кавказской. Перепевы малых голландцев, иконы, лубка. Откровенные заимствования у Сезанна, Лотрека, Матисса, неизжитый символизм. Особенностью ее живописи было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром, напоминавшее приемы Гогена, влияние которого испытали многие русские художники.



"Ловля рыбы"
Еще одно увлесение НГ - футуризм. Понятие футуризм происходит от слова futurum (лат.), что означает - «будущее». Так называли художественный авангардистские течения, возникшие в России, Италии и некоторых других странах Европы в период с 1910 по 1920 год. Русский футуризм больше всего проявлялся в среде литераторов, и его первыми представители были - В.Маяковский, В.Хлебников и Д.Бурлюк. Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество, используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма, и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства, и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто.



Прачки, 1911-12г

Продолжение следует!

art, emotion

Previous post Next post
Up