как-то так всё сложилось... я сначала увидела небольшую статью по "Понарт" со старыми фотками, стало интересно. 8 марта решили с мужем проехаться в район предполагаемого нахождения пивоварни, я даже фотоаппарат взяла, но погода была мерзкая - хоть и солнечная, но с пронизывающим до костей ветром, лучше бы просто мороз. короче, посмотрели на пивоварню из окна машины. решили приехать в более тёплый раз :)
буквально через пару дней читаю в новостях, что вандалы, куда ж без них, срезали памятную доску, которая была установлена в 1939 году, когда «Понарт» стал крупнейшим пивоваренным предприятием в северо-восточной Германии. вот тебе и памятник истории местного значения :(
а тут у
varandej целая серия постов про наш
Дальний Запад".
чего ждать до тепла, когда у человека уже всё отлично написано и показано, что ни добавить, ни прибавить:)
Оригинал взят у
varandej в
Калининград (Кёнигсберг). Часть 14: Понарт Одна из первых ассоциаций, следующих за словом "немцы" - пиво. Конечно, пивом славилась в первую очередь Бавария, располагавшаяся на другом конце Германии, но кое-что в пиве понимал и Кёнигсберг. Пролетарский город-сад
Ратхоф - не единственная в Калининграде рабочая слободка: на другом конце города, южнее Южного вокзала, располагается Понарт, более известный калининградцам как Балтрайон, ансамбль которого сложился в 1870-1930-е годы вокруг крупнейшего в Пруссии пивоваренного завода. И Понарт - не чета Ратхофу, уже не город-сад, а обыкновенный рабочий посёлок, коих немало разбросано и по "материковой" России. Последний исторический район Кёнигсберга, который я покажу в этот раз.
Понарт - это уже не совсем Кёнигсберг, от ближайшего района
Хаберберга он отделён двумя станциями (Южный вокзал и Калининград-Сортировочный) и кварталами советской застройки. Собственно, селение Понарт известно с 1385 году, многократно меняло владельцев, а в 1609 году стало "колонией" Лёбенихта - наименее успешного
из трёх городов, объединившихся в 1724 год вокруг замка Кёнигсберг. Понарт, впрочем, хотя был и селением, а колонизации сопротивлялся, отказываясь платить налоги, игнорируя лёбенихтскую кирху и вообще всячески ставя метрополии палки в колёса - подробнее эта история
рассказана здесь. Однако поворотным моментом в истории Понарта стал 1849 год, когда пивовар Иоганн Филипп Шиффердеккер развернул здесь строительство огромного пивзавода. О распрях с магистратом тут как-то внезапно забыли, и в 1905 году Понарт вошёл в состав Кёнигсберга - на 22 года раньше, чем куда менее обособленный
Хуфен с
Амалиенау и Ратхофом..
2.
В общем, в предрассветных сумерках мы с
taiohara покинули маршрутку на Судостроительной улице, у мрачноватых домов барачного вида, вариациями которых застроен весь Понарт. Отсюда уже прекрасно виден пивзавод, перед которым Пеньковое озеро - один из двух прудов, устроенных Шиффердекером для снабжения заводских холодильников льдом.
3.
Шиффердекеры приехали в Кёнигсберг в 1804 году из Мосбаха в Баварии, где их род держал пивоварню с 12 века (!), и научили Пруссию пить баварское пиво. Шиффердеккер-старший работал в легендарном ресторане "Кровавый суд", расположенном в подвале Кёнигсбергского замка, а его племянник Иоганн Филипп в 1815 году основал свою пивоварню в Лёбенихте. Дела быстро пошли в гору - баварское пиво пруссакам пришлось по вкусу, и к 1849 гду объёмы выросли до заводского масштаба и Шиффердеккер начинает строительство завода в Понарте. 20 лет спустя Иоганн Филипп продал завод основанной им же фирме под руководством его брата Эдуарда, после чего вернулся в Баварию и основал там цементный завод. Годовые объёмы производства на понартском заводе достигали десятков тысяч тонн, слободка разрослась до 12 тысяч жителей (непосредственно на заводе трудилось до 500 человек), развозившие пиво телеги с логотипом Понарта стали частью кёнигсбергского пейзажа. Нынешние цеха построены в 1885-88 годах после пожара.
В советское время завод перепрофилировали на разлив минералки, ну а ныне он просто заброшен.
4.
И будь я один, я бы рассудил "не зная брода - не суйся в воду" и ограничился наружными видами, но смелая
taiohara предложила зайти на территорию. А территория выглядела бесхозной, кроме склада непосредственно у ворот, откуда на нас безразлично глядел сторож.
5.
Не секрет, что конец 19 - начало 20 века были во всём мире расцветом промышленной архитектуры: фабрики уже стали огромны, но ещё не стали безлики и железобетонны. И даже на фоне того расцвета в авангарде промышленной эстетики были именно пивзаводы. Скорее всего, дело в том, что варили здесь потребительский товар, и завод сам по себе должен был выглядеть "вкусно". Прекрасные образцы жанра есть и в России - хотя бы Жигулёвский пивзавод в Самаре, ну а Понартский завод - пожалуй, самый впечатляющий промышленный ансамбль во всей Калининградской области.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Самое масштабное здание - если я не ошибаюсь, солодовня:
12.
13.
Можно заглянуть в подвал. Так как "разделка" завода началась недавно, незадолго до нас туда наведался целый десант завсегдатаев форума "
Подземелья Кёнигсберга", заснявший раритетное оборудование и интерьеры. Скорее всего, значительной части сфотографированного по ссылке уже нет.
14.
Снаружи - административный корпус, где, если я правильно понял, небольшая пивоварня действует и поныне.
15.
На фронтоне - эмблема фирмы братьев Шиффердеккеров:
16.
Территорию завода мы покинули так же беспрепятственно, как и вошли на неё. Снаружи фасад завода смотрится ещё более внушительно:
17.
18.
По соседству - бывший ресторан, с советского времени - ДК "Янтарь". Судозавод с таким названием, который я уже упоминал в прошлой части, также относится к Балтрайону, был основан в 1829 году как "Унион" англичанином Чарльзом Хугесом, и выпускал паровозы, землечерпалки, и лишь после - суда. Однако в Великую депрессию "Унион" разорился, был выкуплен крупнейшей германской судостроительной фирмой "Шихау" (основана в 1837 году в Эльблонге, владела верфями Данцига, среди прочего в 1855 году построила первый немецкий винтовой пароход), при фашистах стал военным судозаводом, коим остался и после 1945 года, снабжая кораблями Балтийский флот. На нём тоже есть старые цеха, а рядом своя рабочая слободка (т.н. Транспортный тупик) - но туда мы уже не поехали. Хотя честно говоря, не уверен, что этот ДК принадлежит именно заводу "Янтарь" - может, просто названия совпадают?
19.
Главная улица Понарта - Киевская, бывшая Бранденбургштрассе: дорога, в которую она переходила, через городок Бранденбург (ныне Ушаково) с замком и кирхой вела уже в настоящий Брандебург, где Потсдам и Берлин. На неё и выходим:
20.
У перекрёстка - такая вот стела:
21.
На другой стороне - бывшая школа имени Песталоцци (здания 1887 и 1891 годов):
22.
В парке дальше по улице - воинский мемориал:
23.
Промышленный и безработный Балтрайон в Калининграде считается одним из самых неблагополчных, и контингент тут довольно специфический - вечером здесь гулять явно не стоит. Местных алколоидов я не фотографировал, а вот такой толпы нищих у церковных ворот не видел в Калининградской области больше нигде:
24.
Сама Понартская кирха (1897), ныне церковь Рождества Богородицы - на мой взгляд, одна из самых красивых в Калининграде:
25.
26.
По соседству - ещё одна школа:
27.
28.
Ещё где-то здесь находилась небольшая баптистская кирха:
29.
А чуть дальше по улице Новикова (на углу которой и находится главная кирха) всё ещё стоит здание католической кирхи Святого Иосифа (1909-10), впрочем настолько уделанное, что я его просто не заметил и потому не заснял. Однако такое разнообразие конфессий впечатляет - рабочий народ сюда стекался с разных мест.
29а.
И это куда больше похоже на то, как это делалось в России - понаехавший люд так и не организовался в нормальный кооператив и понастроил бараков и времянок. Надо сказать, фотографий рядовой застройки Понарта кайзеровских времён я вообще не нашёл - скорее всего, их и не было. Застраивалась слободка в основном столь привычными нам жилыми бараками 1920-30-х годов - даром что не деревянными, без канализации, зато с кочегарками, а то и квартирными печками:
30.
Как я понимаю, особенно активно жильё на Понарте строилось при фашистах - во всяком случае, в ответ на вопрос, где в Кёнигсберге есть аутентичная архитектура Третьего Рейха, мне говорили про Коммунистическую улицу на Понарте . Собственно, вот она:
31.
Социальное жильё для рабочего люда - те же самые хрущобы. Слышал, что Гитлер таки обеспечил рабочих квартирами ещё в 1930-е годы - впрочем, не секрет, что сами немцы при нём жили весьма и весьма зажиточно.
32.
А по соседству - квартал новостроек, своим весёленьким видом вызывающий ассоциации скорее с Финляндией, чем с Россией.
33.
Напоследок - ещё один кадр с Киевской улицы - столь привычная русском глазу рабочая окраина:
34.
всё-таки этот город нужно снимать, когда деревья в зелени, на фоне зимней серости итак невесёлые строения смотрятся вообще печально