Моя нежная любовь: старый элеватор Новороссийска

May 05, 2018 20:03

Пришло время, и я таки собралась скопипастить несколько строк и картинок (+ несколько моих фото) про наш старый элеватор. Потому что дело сдвинулось с мёртвой точки. Элеватору быть. Не элеватором, конечно. Для этого есть современное и функциональное предприятие. Старый элеватор обещают сделать музейно-выставочным комплексом и лофтом. Сначала я обрадовалась: наконец-то это сокровище будет служить культуре в полной мере (а не только давать любоваться на себя издалека), и в нашем городе возникнет новая точка сосредоточения творческих людей.

Но потом задумалась. Скорее всего, здание старого элеватора принадлежит новому элеватору (предприятию, я имею в виду) и финансируется им же. Более того - старый элеватор находится на режимной территории нового элеватора: как в него будут попадать люди со стороны?
Ладно, чего гадать... Время покажет :)
А пока - короткая справка о, собсно, сабже + обещанные фото.

1. Вот это баааальшое красное здание и есть старый элеватор. Для масштаба - частные дома на заднем фоне и вагоны на переднем плане.
Автор фото - Анатолий Поздняков (газета "Новороссийский рабочий").




В начале 20 века в Новороссийске построили гордость Российской Империи -Новороссийский силосный амбар-элеватор.
Почему именно Новороссийск? За 10 лет до этого было открыто железнодорожное сообщение с молодым городом-портом. Сюда потекли реки зерна с Кубани, Дона и Поволжья. Старые амбары не могли вместить даже часть грузопотока. Именно поэтому общество Владикавказской железной дороги в апреля 1891 года начинает строить крупнейший силосный амбар-элеватор.

Чуть поодаль от вокзала на железнодорожной территории выбрали ровное место и на скалистом грунте заложили котлован. Семь месяцев продолжались работы по рытью котлована. Затем была начата кладка фундамента. Возводилось огромное сооружение вместимостью 3 000 000 пудов пшеницы.

2. Вид на элеватор со стороны Лесной пристани (ныне территория лесного порта). В центре снимка - дымовая труба элеваторной электростанции. До наших дней, к сожалению, не дожила...



Стройка продолжалась три года. Девятиэтажное здание было выстроено из камня и красного кирпича и было самым высоким строением Новороссийска.

Параметры сооружения поражают до сих пор:
  • общая длина - более 160 м;
  • ширина - около 30 м;
  • высота силосных корпусов - 30 м;
  • высота центральной башни - 40 м.


Основание элеватора состояло из 364 силосов. И, если их все поставить один на другой, то общая высота составила бы 8 км. Элеватор был построен на скалистом грунте из камня, кирпича и железа. При этом только одного кирпича было затрачено более 9 млн. штук, а цемента - 6 тыс. тонн.

3. Открытка издательства братьев Борисовых, 1906-1908 гг.



Проект элеватора разработал известный инженер Станислав Валерианович Кербедз. Проектированием, изготовлением, сборкой и установкой всего оборудования занимался ещё один талантливый инженер ─ Александр Николаевич Щенснович. Благодаря ему элеватор стал не только архитектурной достопримечательностью, но и механическим чудом: для строительства электростанции, которая снабжала энергией всё сооружение, было использовано изобретение И.О. Доливо-Добровольского - трёхфазный генератор переменного тока. На момент постройки это была единственная электростанция подобного типа на планете (!!! - marbata).

В то время и Новороссийский элеватор был одним из крупнейших в мире. Чуть позже его потеснил собрат из Чикаго, но в Старом Свете Новороссийский элеватор оставался самым крупным.

Уникальное сооружение поражало современников: огромное зернохранилище настолько впечатлило местных жителей, что руководство предприятия было вынуждено организовать специальные экскурсии по предприятию.

4. Элеватор в центре (над зданием ж/д вокзала). Справа - электростанция с трубой.
Открытка издательства братьев Борисовых, 1906-1908 гг.



В годы Гражданской войны уникальность оборудования и стройматериалов сыграла злую шутку с элеватором. В политической неразберихе здание стали разбирать по частям. В итоге после войны работы по разгрузке вагонов с зерном некоторое время пришлось вести вручную. Численность грузчиков составила 1000 человек, среди которых работал и русский силач Иван Поддубный.

Во время Великой Отечественной элеватор захватили немцы. Им настолько понравилось здание, что они сделали фашистский форт. Держался он около года. Лишь в сентябре 1943 года рота автоматчиков-десантников 393-го Новороссийского отдельного батальона морской пехоты штурмом овладела элеватором и на протяжении недели обороняла его до подхода основных сил.

Когда десантники всё же смогли выбраться из своего убежища и очистить от нацистов всю Новороссийскую промзону, посреди руин и оплавленной крупповской стали возвышался в гордом и печальном одиночестве гигант императорской промышленной архитектуры.

После Великой Отечественной войны на территории элеватора стали строится дополнительные корпуса и служебные помещения.

В советское время элеватор был переоборудован, а после ввода в строй новых мощностей перестал использоваться по назначению. Сохранилось также и здание электростанции, лишившись, правда, своей 70-метровой дымовой трубы.

И немного моих фото. Сделаны в этом году, 22 апреля, после того, как я с семьёй встретила поезд Победы.

5. До этого крыла реконструкция ещё не дошла. Видите эти чудесные деревца на крыше силосов? ))



6. Справа уже видны леса. В смысле, строительные ))



7. Центральная часть элеватора. Удивительно, но кое-где уцелели оригинальные оконные рамы.



8. Верхняя часть центра: чётко видна дата постройки и красивые кованные вензеля.



9. Реконструкция подбирается справа. Медленно, но верно ))



10. Вот она родимая. Всё очень тщательно восстанавливается.



11. Эта сторона близка к завершению. Вон дяденька обходит леса ))



источники: 1, 2, 3

И всё же очень, очень хочется, чтобы старый новороссийский элеватор был достоянием всего народа, чтобы он стал общедоступным культурным центром, местом общения всех творческих людей :)

как это было, картинки, в славном городе N, город

Previous post Next post
Up