Напишу -ка я о ведущей роли матери. Это понятие стало уже на слуху, но мало кто понимает что оно означает. За 8 лет работы инструктором, я часто вижу, что ведущую роль, почему-то, ассоциируют с авторитарной матерью самодуркой, чье слово - закон, которая бадается с ребенком и ломает его об коленку. Я часто видела таких женщин. Особенно это ярко проявляется у тех, кто старается «такой не быть». Они впадают в другую крайность - стараются быть «подружкой» ребенку, дают ему полную свободу выбора во всем, не обозначают никаких границ и зона неопределенности, в которой живет малыш, становится настолько велика, что бедное дите теряется в мире и у него сносит крышу от вседозволенности. Опасно это тем, что ребенок не может нести такую ответственность за свою жизнь. У него просто еще нет таких возможностей. Выбор идет там, где есть видение последствий своих действий, а значит, есть опыт прохождения различных жизненных ситуаций. Когда опыта нет, то и выбор сложен. В результате такого поведения у ребенка, мать ходит с постоянной мантрой «терпение и еще раз терпение», которое в один день теряется и мать начинает истерить, становясь самодуркой, которая… Дальше по тексту. Потом берет себя «в руки», опять становится типа доброй, ругает себя за свой срыв, включает мантру о терпении, пока все не повторяется. Маятник зашкаливает то в одну, то в другую сторону.
Начну я издалека, с врожденных ожиданий или, как назвал это дядя Юнг - с архетипов. Врожденные ожидания - это общечеловеческие образы, которые человек ждет от жизни в категории «правильно». Они формируются еще до рождения. Можно это назвать генетической памятью, можно реинкарнационной, можно сверхсознанием. Это неважно - кто во что верит. Архетипы человек знает с 16 недель беременности, когда у эмбриона начинает развиваться мозг. В зависимости от культуры, территории, религии и прочих факторов в котором живет народ, образы разные, но суть их одна и та же. Есть образ доброй матери, крадущей матери, верного пути, всевидящего ока (Бога), смерти и прочее. Если ожидания совпадают с действительностью, человек чувствует правильность происходящего, радость и удовлетворение. Если не совпадают, то идет конфликт ожиданий и действительности, когда у человека встает вопрос - либо мир сошел с ума и в корне неправильный и надо отсюда валить, либо я сошел с ума, весь такой неправильный и не достоин жить и начинает себе и другим доказывать, что достоин. Эти ожидания сопровождают человека в течение всей жизни, и выражаются в виде поиска глубинного идеала. Ну, к примеру, женщина ждет принца на белом коне, который приедет, завоюет, пройдет испытания и будут они жить долго и счастливо. Мужчина ждет «красивую, мудрую, добрую». И это настолько глубоко, что обращаясь на своих семинарах к врожденным ожиданиям, все мне называют одно и тоже, хотя люди приходят очень разные. Но когда спрашиваешь, в чем это должно выражаться конкретно, никто толком ничего сказать не может, так как в ожиданиях есть то, что Другой должен знать его потребности и делать все «правильно».
Но в разрезе врожденных ожиданий нас сейчас интересуют только врожденные ожидания ребенка. Что ребенок ждет? Ну, первое - быть счастливым. Да, да, ожидание счастья - это наша врожденная человеческая потребность. Когда он счастлив? Когда все его истинные (повторяю - истинные) потребности выполняются. У взрослого, кстати, тоже так - есть потребность, есть все возможности для их удовлетворения и человек эти потребности удовлетворяет, получая результат - счастлив (ощущение всемогущества, состояние бога ), есть потребность, но куча тупиков и невозможность их (потребности) удовлетворить - несчастлив (скука, апатия, внутренний конфликт, обида на жизнь или окружение). Другое дело, что взрослые люди часто подменяют истинные потребности ложными и, хотят не то что на самом деле хотят, а то что нужно хотеть. Но это уже о другом.
Следующее врожденное ожидание - это безусловное принятие и любовь. Ребенок ждет, что его будут принимать без условий, и окружение будет подтверждать его чувство собственной важности. Определюсь в понятиях. Чувство собственной важности (ЧСВ) - это врожденная потребность человека быть нужным и важным членом общества, согласно своим стремлениям и талантам. То есть ребенок ожидает, что если он родился, родился здоровым физически и психически, то он будет априори ценностью для общества. Просто так. Ему не надо быть каким то особенным, доказывать свое право жить и свою «хорошесть», дотягивать до каких то планок и норм, чтобы его ценили. Ожидается (повторюсь), что взрослые, которые окружают малыша, будут ценить его таким каким он есть, потому как он - это будущий взрослый, в который вкладывается немалый ресурс всего окружения. Низкая ценность была только у больных детей, которые обречены по жизни быть иждивенцами. ЧСВ подтверждается ребенку взрослым окружением, и должно к взрослому состоянию перерасти в абсолютное ощущение собственной ценности или, другими словами в достоинство (знание того, чего ты достоин).
Следующее врожденное ожидание ребенка - это встретить Учителя, который введет его в мир в котором он родился. Если у животных большинство поведенческих моментов и знаний о жизни выведено в инстинкты, то человек, как биологическое существо, которое должно выживать в любых климатических и социальных условиях не может быть зависим от инстинктов. Ну, поменялся, например климат и надо учиться выживать в новых условиях. Или демография покоцалась и надо создавать другую социальную структуру. Поэтому у человека очень большая зона обучения. Так как человеческий детеныш полностью незрелое и зависимое существо, с длинным периодом детства, чтобы вырастить большой мозг для усвоения огромной базы данных о жизни, ему нужен большой, принимающий и безусловно любящий человек, с которым он всегда будет в безопасности. Этот человек знает, как тут живут, поэтому уверенно проходит все жизненные ситуации, и способен научить ребенка этому. Он достаточно взрослый, чтобы уметь слышать другого и бескорыстно отдавать (любовь, силы, время, мат. ресурс).
Следующее врожденное ожидание - это поддерживающее окружение. Ребенок ждет, что вокруг него все в окружении живут дружно, поддерживая друг друга и его родители уважаемые члены данной социальной группы.
Еще есть одно ожидание - это изобилие ресурса для того, чтобы вырасти. То есть ребенок ждет, что весь ресурс племени - это и его ресурс (он его достоин). Сначала он потребляет, а потом станет хозяином, и будет преумножать, чтобы заботиться о других членах племени.
Нетрудно догадаться из всего вышесказанного, что волею случая, все большинство ожиданий может удовлетворить после рождения только мать. Другими словами ребенок ждет (архетип матери), что она будет принимать его безусловно, что будет всегда спокойна и уверена, с ней он будет в безопасности, будет знать и удовлетворять его потребности (так как женщина у нас ответственная за внутреннюю территорию и людей и для этого у нее хорошо развита эмпатия), и именно она первично введет его в мир, научив моделям и границам дозволенного и адекватности окружению.
Я всегда говорю - чтобы вы не делали с ребенком, даже полную ерунду, делайте это уверенно. Ребенку фиолетово до наших комплексов и брачно-социальных игр. Он ждет, что если мы выросли до детородного возраста, выжили и даже смогли найти себе пару для деторождения, то мы взрослые. Не выросшие, а взрослые. Если ожидания не совпадают с действительностью, то первое что возникает - обида на мать.
Но это только одна сторона медали. Дальше напишу о симбиозах в принципе и о симбиозе мать-дитя. На самом деле понимание, что такое симбиоз дает ответ на многие вопросы не только в родительско-детских отношениях, но и в других социальных образованиях.