"История искусства - это история безумия Человечества..."
Как-то многоуважаемый Ю.Н.Г. привёл эту цитату (по его утверждению её автор - Мишель Фуко, но подтверждения этому я не нашёл, однако это и не важно) и она запала мне в голову, т.к. вторая половина XIX века давно меня интересовала с точки зрения влияния этого периода на дальнейшую жизнь мира. А импрессионизм был одной из её составляющих, вместе с марксизмом, фрейдизмом и ницшеанством, явившись переломным моментом в живописи, до которого всё было слишком нормально и академично, а после него - через чур модерново и непонятно простому обывателю.
Отношение к термину "русский импрессионизм" у меня, скажу честно, весьма скептическое. Оно, по-моему, аналогично понятиям "финский рэп" или "казаки Москвы". Почему я так думаю? Да всё просто - для того, что бы называться "рэпером" или "казаком" нужно иметь исторические корни, а не только внешнюю форму, стиль или капельку крови, доставшуюся от прадеда. В отличии от французских импрессионистов, которые берут своё начало от Эль Греко, Веласкеса, Гойя, Рубенса, Констебла, Руссо, Коро и многих других мастеров кисти, наши художники (за исключением, пожалуй, двоих - К.Коровина и И.Грабаря), таких корней не имели и, скорее всего, просто отдавали дань моде, не пережив и не прочувствовав все тонкости этого художественного стиля. Но, как бы то нибыло, увлечение импрессионизмом подтолкнуло меня к знакомству и с нашими художниками. Ну и сам Бог велел, находясь в Санкт-Петрбурге, начать с Государственного Русского музея.
Однако, сначала несколько замечаний:
- давайте помнить, что всю прелесть картин можно понять только рассматривая их "вживую";
- для картин импрессионистов важно расстояние, с которого на них смотрят;
- не надо искать у импрессионистов суть и смысл, его там нет, т.к. импрессионизм - это живопись ради живописи;
- отнесение картин к импрессионизму сделано исключительно исходя из моего понимания этого стиля.
Основателями русского импрессионизма считаются...? Не гадайте и не кидайтесь к Яндексу, всё равно не отгадаете и быстро не найдёте. Ими были Илья Репин и Василий Поленов. Будучи в Париже, они с большим интересом наблюдали за выставками импрессионистов, а Илья Ефимович даже поучаствовал в Салоне 1875 года с картиной "Парижское кафе", чем вызвал небольшой скандал и весьма нелестные отзывы у себя на Родине (учтите, что Репин, к тому времени, написал "Бурлаки на Волге" и целый ряд таких же великолепных полотен). Позже, он напишет ещё одну картину - "На дерновой скамье", которая, в отличии от первой (необычной только несвойственным для автора сюжетом), была пронизана игрой света и даже небольшой размытостью форм.
Однако, в ходе знакомства с экспозицией, я обнаружил картину Фёдора Васильева, которая написана немного раньше вышеупомянутых и без всяких натяжек может быть отнесена к импрессионизму. И стало неясно, как бы всё дальше повернулось и кто бы считался отцом русских импрессионистов, если бы этот художник, сразу после окончания работы над полотном, не умер.
Ф.Васильев "Болото в лесу. Осень" 1873 г.
И.Репин "На дерновой скамье", 1876 г.
Роль В. Поленова в популяризации импрессионизма в России ещё более значительна, чем И.Репина, т.к., будучи преподавателем Московского училища живописи, он воспитал Константина Коровина и Валентина Серова, "Девочка с персиками" которого считается классикой русского импрессионизма, и стал основателем целой московской школы, которой было проще развиваться в Москве, чем в тогдашней столице Российской Империи - Петербурге.
После этих двух полотен, в экспозиции музея наступает значительный перерыв на 15 лет, когда И.Левитан, в 1889 году, пишет своё полотно "Золотая осень. Слободка", в котором видны только попытки использования смелого мазка, хотя света и цвета в этой картине уже достаточно. А вот "Луг на опушке", написанный им ещё через 9 лет, можно смело отнести к "истинному" импрессионизму.
И.Левитан "Луг на опушке", 1898 г.
Вслед за Левитаном, пробу кисти в этом же стиле позволяют себе В.Суриков и В.Борисов-Мусатов. "Деревце" последнего - одна из трёх картин, которые произвели на меня очень сильное впечатление.
В.Суриков "Иртыш", 1892 г.
В.Борисов-Мусатов "Деревце", 1898 г.
Вообще, как можно заметить, русский импрессионизм был, в отличии от французского, больше деревенским. Только К.Коровин написал достаточное количество картин о городе, правда, из мне известных, все они о Париже. Отдельно от предыдущих художников стоят картины Л.Бакста, Н.Альтмана и А.Головина, на которых уже начал оказывать влияние "кубизм" П.Пикассо и другие постимпрессионистские течения.
Л.Бакст "Ужин", 1902 г. Н.Альтман "Портрет А.Ахматовой", 1914 г.
А.Головин "Сицилийская деревня" (эскиз), 1910 г.
Не менее интересны, чем предыдущие, и картины других художников, которые тоже старались донести до зрителя идею о том, что в картине главное не форма, а цвет с его изменениями в зависимости от освещённости; сам свет, падающий под разными углами; простой сюжет и, конечно, плэнер. А чего стоит их техника? Чтобы представить сложность техники письма импрессионистов попробуйте подойти к какой-нибудь их картине на длину вытянутой руки, а потом отойти на расстояние, с которого полотно "звучит" ярче всего. Разница неимоверная и у художников просто не было времени постоянно отходить назад, чтобы оценить написанное, поэтому они писали быстро и интуитивно, отдавая картине всё своё восприятие виденного.
Л.Туржанский "Московский извозчик", 1911 г. А.Архипов "Северная деревня", 1902 г.
Б.Кустодиев "Цветущая глициния", 1912 г.
Отдельно надо выделить А.Куинджи "Осень", где он в очередной раз проявил себя как гений передачи света. Но не только по этому поводу. Знаете, кто был одним из главных гонителей И.Репина после его "Парижского кафе" и назвал эту картину "ошибкой"? Да-да, именно Архип Иванович... :0)
Весьма скупо представлены в Русском музее мэтры отечественного импрессионизма - В.Серов, К.Юон, К.Коровин и И.Грабарь. Видимо, московские коллекции Третьяковки и Музея им. А.С.Пушкина хранят почти все их полотна. Придётся съездить в Москву...
И.Грабарь "Дельфиниум", 1908 г. К.Коровин "Белая ночь в северной Норвегии"
В.Серов "Дети", 1899 г. К.Юон "Весенний солнечный день", 1910 г.
И в заключении скажу, что наш импрессионизм, так же неожиданно "умер", как и зародился. После первой мировой войны ему на смену пришёл авангард, иконой которого стал "Чёрный квадрат" Казимира Малевича...
ЗЫ. Чтобы понять роль импрессионизма в мировой и русской живописи, начните знакомство с Русским музеем, как и положено, с самого начала экспозиции на 2-м этаже. Просто идите и ищите картины, которые бы вызвали у вас хоть какие-то отголоски радости и желания улыбнуться. Уверяю Вас - не найдёте, только лишь "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" заставляет остановиться. Да и то, если её заметите на фоне монументальных полотен Карла Брюллова. Зато первый этаж всегда залит солнцем, даже если за окнами питерская хмарь...