"Русские импрессионисты в Русском музее" (мои записки из серии "Сам себе экскурсовод")

Dec 04, 2012 22:27


"История искусства - это история безумия Человечества..."

Как-то многоуважаемый Ю.Н.Г. привёл эту цитату (по его утверждению её автор -  Мишель Фуко, но подтверждения этому я не нашёл, однако это и не важно) и она запала мне в голову, т.к. вторая половина XIX века давно меня интересовала с точки зрения влияния этого периода на дальнейшую жизнь мира. А импрессионизм был одной из её составляющих, вместе с марксизмом, фрейдизмом и ницшеанством, явившись переломным моментом в живописи, до которого всё было слишком нормально и академично, а после него - через чур модерново и непонятно простому обывателю.

Отношение к термину "русский импрессионизм" у меня, скажу честно, весьма скептическое. Оно, по-моему, аналогично понятиям "финский рэп" или "казаки Москвы". Почему я так думаю? Да всё просто - для того, что бы называться "рэпером" или "казаком" нужно иметь исторические корни, а не только внешнюю форму, стиль или капельку крови, доставшуюся от прадеда. В отличии от французских импрессионистов, которые берут своё начало от Эль Греко, Веласкеса, Гойя, Рубенса, Констебла, Руссо, Коро и многих других мастеров кисти, наши художники (за исключением, пожалуй, двоих - К.Коровина и И.Грабаря), таких корней не имели и, скорее всего, просто отдавали дань моде, не пережив и не прочувствовав все тонкости этого художественного стиля. Но, как бы то нибыло, увлечение импрессионизмом подтолкнуло меня к знакомству и с нашими художниками. Ну и сам Бог велел, находясь в Санкт-Петрбурге, начать с Государственного Русского музея. 
Однако, сначала несколько замечаний:
- давайте помнить, что всю прелесть картин можно понять только рассматривая их "вживую";
- для картин импрессионистов важно расстояние, с которого на них смотрят;
- не надо искать у импрессионистов суть и смысл, его там нет, т.к. импрессионизм - это живопись ради живописи;
- отнесение картин к импрессионизму сделано исключительно исходя из моего понимания этого стиля.

Основателями русского импрессионизма считаются...? Не гадайте и не кидайтесь к Яндексу, всё равно не отгадаете и быстро не найдёте. Ими были Илья Репин и Василий Поленов. Будучи в Париже, они с большим интересом наблюдали за выставками импрессионистов, а Илья Ефимович даже поучаствовал в Салоне 1875 года с картиной "Парижское кафе", чем вызвал небольшой скандал и весьма нелестные отзывы у себя на Родине (учтите, что Репин, к тому времени, написал "Бурлаки на Волге" и целый ряд таких же великолепных полотен). Позже, он напишет ещё одну картину - "На дерновой скамье", которая, в отличии от первой (необычной только несвойственным для автора сюжетом), была пронизана игрой света и даже небольшой размытостью форм.

Однако, в ходе знакомства с экспозицией, я обнаружил картину Фёдора Васильева, которая написана немного раньше вышеупомянутых и без всяких натяжек может быть отнесена к импрессионизму. И стало неясно, как бы всё дальше повернулось и кто бы считался отцом русских импрессионистов, если бы этот художник, сразу после окончания работы над полотном, не умер.


 Ф.Васильев "Болото в лесу. Осень" 1873 г.


 И.Репин "На дерновой скамье", 1876 г.

Роль В. Поленова в популяризации импрессионизма в России ещё более значительна, чем И.Репина, т.к., будучи преподавателем Московского училища живописи, он воспитал Константина Коровина и Валентина Серова, "Девочка с персиками" которого считается классикой русского импрессионизма, и стал основателем целой московской школы, которой было проще развиваться в Москве, чем в тогдашней столице Российской Империи - Петербурге.

После этих двух полотен, в экспозиции музея наступает значительный перерыв на 15 лет, когда И.Левитан, в 1889 году, пишет своё полотно "Золотая осень. Слободка", в котором видны только попытки использования смелого мазка, хотя света и цвета в этой картине уже достаточно. А вот "Луг на опушке", написанный им ещё через 9 лет, можно смело отнести к "истинному" импрессионизму.

 И.Левитан "Луг на опушке", 1898 г.

Вслед за Левитаном, пробу кисти в этом же стиле позволяют себе В.Суриков и В.Борисов-Мусатов. "Деревце" последнего - одна из трёх картин, которые произвели на меня очень сильное впечатление.


 В.Суриков "Иртыш", 1892 г.


   В.Борисов-Мусатов "Деревце", 1898 г.

Вообще, как можно заметить, русский импрессионизм был, в отличии от французского, больше деревенским. Только К.Коровин написал достаточное количество картин о городе, правда, из мне известных, все они о Париже. Отдельно от предыдущих художников стоят картины Л.Бакста, Н.Альтмана и А.Головина, на которых уже начал оказывать влияние "кубизм" П.Пикассо и другие постимпрессионистские течения.




Л.Бакст "Ужин", 1902 г.                                           Н.Альтман "Портрет А.Ахматовой", 1914 г.



А.Головин "Сицилийская деревня" (эскиз), 1910 г.

Не менее интересны, чем предыдущие, и картины других художников, которые тоже старались донести до зрителя идею о том, что в картине главное не форма, а цвет с его изменениями в зависимости от освещённости; сам свет, падающий под разными углами; простой сюжет и, конечно, плэнер. А чего стоит их техника? Чтобы представить сложность техники письма импрессионистов попробуйте подойти к какой-нибудь их картине на длину вытянутой руки, а потом отойти на расстояние, с которого полотно "звучит" ярче всего. Разница неимоверная и у художников просто не было времени постоянно отходить назад, чтобы оценить написанное, поэтому они писали быстро и интуитивно, отдавая картине всё своё восприятие виденного.


 

 Л.Туржанский "Московский извозчик", 1911 г.                                        А.Архипов "Северная деревня", 1902 г.


 
Б.Кустодиев "Цветущая глициния", 1912 г.

Отдельно надо выделить А.Куинджи "Осень", где он в очередной раз проявил себя как гений передачи света. Но не только по этому поводу. Знаете, кто был одним из главных гонителей И.Репина после его "Парижского кафе" и назвал эту картину "ошибкой"? Да-да, именно Архип Иванович... :0)


Весьма скупо представлены в Русском музее мэтры отечественного импрессионизма - В.Серов, К.Юон, К.Коровин и И.Грабарь. Видимо, московские коллекции Третьяковки и Музея им. А.С.Пушкина хранят почти все их полотна. Придётся съездить в Москву...


 
 
И.Грабарь "Дельфиниум", 1908 г.                        К.Коровин "Белая ночь в северной Норвегии"


  

В.Серов "Дети", 1899 г.                                               К.Юон "Весенний солнечный день", 1910 г.

И в заключении скажу, что наш импрессионизм, так же неожиданно "умер", как и зародился. После первой мировой войны ему на смену пришёл авангард, иконой которого стал "Чёрный квадрат" Казимира Малевича...

ЗЫ. Чтобы понять роль импрессионизма в мировой и русской живописи, начните знакомство с Русским музеем, как и положено, с самого начала экспозиции на 2-м этаже. Просто идите и ищите картины, которые бы вызвали у вас хоть какие-то отголоски радости и желания улыбнуться. Уверяю Вас - не найдёте, только лишь "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" заставляет остановиться. Да и то, если её заметите на фоне монументальных полотен Карла Брюллова. Зато первый этаж всегда залит солнцем, даже если за окнами питерская хмарь...

Русский музей, Искусство, История, Не книги, Рекомендую, Экскурсии, Импрессионизм

Previous post Next post
Up