Э.Фромм "Человек для себя"

Mar 22, 2012 12:18

Вырождение смысла понятия личного интереса тесно связано с изменением концепции Я. В средние века человек ощущал себя необходимой частью социальной и религиозной общности, в причастности к которой он обретал свое Я, притом как индивид он все еще полностью не выделился из своей группы. С началом Нового времени, когда человек как индивид столкнулся с задачей восприятия себя независимым существом, встала проблема его идентичности. В восемнадцатом и девятнадцатом веках понятие Я все более и более сужалось; Я стало восприниматься как нечто определяемое собственностью, которой владеешь. Формула понятия Я - "я - то, что я думаю" сменилась формулой "я - то, что я имею", "я - то, чем я владею".

За несколько последних поколений под все возрастающим влиянием рынка понятие Я изменило значение с "я - то, что я имею" на значение "я - то, чего от меня хотят".

Человек, живущий при рыночной экономике, чувствует себя товаром. Он не един с собой, как продавец товара не един с тем, что он хочет продать. Конечно, он заинтересован в самом себе, непосредственно заинтересован в своем успехе на рынке, но "он" - и управляющий, и служащий, и продавец - является в то же время и товаром. Его личным интересом оказывается интерес к "себе", как к субъекту, которого он нанимает на службу "себе", как к товару, который должен иметь оптимальную цену на личностном рынке.

Лузерство, Человек, Фромм, Справедливость

Previous post Next post
Up