На полпути из Тель Авива в Иерусалим есть правый поворот с надписью Latrun. Не, не так. Перекрестки дорог в Израиле имеют имена. На полпути из Тель Авива в Иерусалим вам встретится перекрёсток Латрун (по-английски "Latrun interchange"). Смело поворачивайте направо.
Место этот Латрун, должен сказать, примечательное: тут вам и музей израильских бронетанковых войск, и парк "Мини Израиль" с макетами достопримечательностей и аббатство Латрун, славное своими монахами-молчальниками и фирменным вином. Четыре года назад мы ограничились аббатством с его винным магазинчиком, оливковыми плантациями и виноградниками. Управились за час, как сейчас помню. Идею посетить мини-Израиль наш друг отверг сразу: "- Миша, - сказал он, - зачем тебе смотреть копии? Смотри оригиналы!". А вот танки были отложены на следующий приезд, поскольку день тогда близился к вечеру и времени просто не хватило бы.
И вот таки следующий приезд случился и настало время подвига под названием "Музей бронетанковых войск АОИ под открытым небом в июле" ;) Заранее извиняюсь за качество иллюстраций, поскольку, как оказалось, мой телефон не ахти как справлялся с таким мощным освещением объектов съемки.
Музей этот не государственный, а принадлежит ассоциации ветеранов-танкистов, что впрочем не мешает иметь тут новейшие образцы израильских, скажем так, самобеглых колесниц. :) Всего экспонируется около 200 танков и бронемашин, вовсю идет обмен с аналогичными музеями мира, экспозиция в постоянном движении и расширении. Вот. Музей компактен и вместе с тем огромен шокапец, особенно по жаре. Часов 5 на посещение закладывайте и не забудьте запастись водой (местная тут совершенно невкусная). Все остальное, что у меня есть рассказать, будет отдельно прицеплено в пояснения к слайдам :) Там и про тигарт (как, вы не знаете, что такое тигарт?), и про прозрачный и разрезанный танки, и про методику угона британских танков в подмандатный период и еще много про что.
Главное здание музея бронетанковых войск АОИ (армии обороны Израиля). Это бывший военизированный полицейский форт. Полсотни таких (ну или почти таких) укреплений были построены англичанами в 1937-1941 годах по всей Подмандатной Палестине по проекту британского полицейского и инженера Чарльза Тегарта. Своих полицейских британская корона берегла изрядно, как видите. Потом в этих фортах засели иорданцы и евреям во время Войны за независимость в 1948 пришлось очень и очень постараться, чтоб выколупать их оттуда. Особо кровопролитными были бои за три таких форта и Латрун один из них.
Практически это прямоугольная в плане железобетонная крепость с внутренним двором для построений, боевыми галереями и двумя дозорными башнями по диагонали.
А вот и схема музея-мемориала. Мы сейчас с вами как раз в точке 2 - Site map. Черный прямоугольник в центре это тегарт и есть. Тут так эти полицейские крепости и зовут, сделав имя проектировщика нарицательным. Числом 12 указаны танки, воевавшие под флагом Израиля. Группа под номером 13 - экспонаты, отобранные у врагов, 14 - выменянные или купленные у друзей.
11 - гордость Израиля танки Меркава всех версий.
Все трофейные танки смотрят стволами от мемориального комплекса.
--------------
Вот так примерно выглядит первый кадр у любого, кто дорвался сюда впервые - уходящие вправо и влево ряды танков и бронемашин. :) К черту подробности! Идем меркавы смотреть! - Так вон же, самый дальний в шеренге самая новая меркавА и есть.
- Не, эту потом, а сперва вон те, отдельные три!
Женская составляющая нашей экспедиции уже впадает в легкое уныние, понимая, во что ввязались. :) На часах все лишь 9:30.
---------------
Справа от форта через весь плац тянется белая стена, где записаны имена всех погибших израильских танкистов до единого. Во всех войнах и конфликтах. Никаких званий и должностей, только имена и фамилии. Звание у всех одно защитник Родины, отдавший ей долг до конца (сорри за пафос, но нигде такого не видел, чтоб генералы не первыми стояли в таких списках).
---------------
Добираемся до меркав. В переводе с древнееврейского меркавА значит колесница. Хищные такие, здоровенные и какие-то угрожающе приземистые одновременно. Средства истребления в чистом виде как есть. К каждой приставлен трап с поручнями, чтоб удобней было ознакомиться. Двигатель у этих танков вынесен вперед и служит дополнительной броней на крайний случай. Т.е. при вражесной атаке в лоб, солдата армия потеряет только после того, как будет разрушена нехилая броня, уничтожен двигатель и пробито пара бронеперегородок внутри.
А сзади в корпусе, там где у остальных танков мира мотор, у еврейских распашная дверь и коридор аварийного выхода для всего экипажа, в который еще можно поставить носилки с ранеными, посадить десант, погрузить дополнительные припасы и снаряжение или устроить спальное место, где танкист сможет вытянуть ноги.
-----------------
Поленился я взять фотокамеру, о чем жалею. Телефон хоть и 14-мегапиксельный, а не справляется с ярким солнцем даже в режиме "пляж" (или я не справляюсь с настройками, что скорее всего).
Слева направо: американский Шерман 4A1(76)W с 76 мм орудием и круглыми бочками, Кромвель-3 с номером 457 на башне (танк с интересной судьбой), французский игрушечный с виду Гочкис Н-39, Меркава Mk4 из свежайших, я бы сказал.
Из 10 Гочкисов во время Войны за Независимость была сформирована "русская" рота 82-го танкового батальона, целиком укомплектованная выходцами из СССР, Польши и других стран будущей Восточной Европы.
Указатели по экспозиции сварены из излишков. :)
------------------
Почти вся наша экспедиция на надёже и опоре государства Израиль - танке Меркава Mk.4, принятом на вооружение в 2004 году и рассекреченном относительно недавно - в июне 2010 года. Крайний слева - наш потрясающий гид по музею, кладезь знаний по истории израильской армии вобще и бронетанковых войск в частноти, танкист, отслуживший срочную службу и просто замечательный человек
david_2, рекомендую.
Я реально разрывался на части, выбирая или писать на видео его интереснейшие комментарии о буквально каждом экспонате или выискивать выгодные ракурсы для съемки. То, что фотоотчет настолько ерундовый не в последнюю очередь его заслуга. Зато есть видео! :)
Больше в музее нет никого!
Вру конечно. Еще было одно семейство с четырьмя детьми, военный полицейский из МАГАВ с автоматом возле бывшей водонапорной башни и один танкист-караульный при бронежилете, оружии и прочих причиндалах, охранающий запасной въезд в музейный комплекс. К слову сказать, пока мы с Давидом общались и фотографировались с танкистом (который оказался из той же танковой части, что и наш проводник по миру танков и самоходок), моя жена натурально потерялась. Я голос сорвал, бегая кругами и завывая как больная сирена, а эта.. добрая женщина оказывается залезла в тень под какой-то танк и сидела себе там тихонько.
--------------
Командирский люк на меркаве. Внизу чудо техники межвоенного периода двуместный танк Гочкис.
--------------
Большой танк Меркава, далеко с него видать. Там вдали, видите, то самое аббатство Латрун. Оно через дорогу буквально. О нем я писал вот тут, если кому интересно:
http://maraz-m-moroz.livejournal.com/470959.htmlСправа вверху крышей странной формы накрыт разрезанный вдоль танк. Да, да, реально автогеном, включая пушку и мотор, подпорками укрепили и оргстеклом загерметизировали, чтоб туристы не разобрали железные потроха на сувениры. Но о нем чуть дальше. А сейчас об английском танке Кромвель, на котором волонтёр заканчивает выписывать бортовой номер 457. Или стирать? Хм.. Наверно стирать, бо номер у него мог быть или 1 или 2. Потому что это один из двух машин, которые два британских танкиста, ирландец и шотландец, проникшись духом солидарности к евреям, бъющимся за независимость своего государства, угнали из своей части и передали израильтянам. И таки это были первые израильские танки. Первый и второй.
В этой детективной истории участвовали два сержанта: ирландец механик Майкл Фланаган и шотландец Гарри Макдональд. В 1947 году Великобритания приняла решение отказаться от своего колониального мандата на управление Подмандатной Палестиной. Думается у Короны кончились нервы, ресурсы и желание разгребать набирающий обороты арабо-еврейский конфликт, поэтому они решили просто устраниться от данной проблемы. Официально окончание действия их мандата должно было произойти 14 мая 1948 года. В тот же день было объявлено о создании независимого государства Израиль, после чего незамедлительно начался второй этап арабо-израильской войны 1947-1949 годов, которая в самом еврейском государстве, как и в большинстве стран мира, носит название «Война за независимость», впрочем кому это я рассказываю.
Вот в этой обстановке два танкиста и дизертировали из Хайвы. Правда первых два танка они сломали почти сразу и вернулись за следующими двумя, на которых уже благополучно и удрали. Как потом оказалось, именно брошенные два танка и позволили им уйти безнаказанно, поскольку в поднявшейся неразберихе не сразу выяснилось, что танков пропало больше, чем найдено и погоня запоздала. Британское командование было в ярости, но найти похищенное так и не удалось. Оба перебежчика записались в израильскую армию, Майкл Фланаган так и вовсе покрестился в еврея, женился на девушке из хорошей семьи и прожил жизнь к кибуце. Именно его танк теперь стоит перед вами и какой-то поц рисует на нем непонятно откуда взятый номер. Или стирает. Тогда значит не поц. :)
Во всех подробностях историю дерзкого развода британской армии на два вполне себе современного танка можно найти вот здесь:
https://topwar.ru/85548-kak-irlandec-i-shotlandec-ugnali-dlya-armii-oborony-izrailya-pervye-tanki.html UPD: Как выяснилось благодаря экспертным замечаниям Давида
david_2, номер "457" исторически достоверный, о чем есть даже фотосвидетельство:
.
Критику остальных моих ляпов смотрите в комментах. Я постарался всё исправить. Радует, что остальная инфа прошла его строгий контроль! :)
-----------
Под специальным навесом на подпорках стоит разрезанный пополам американский танк M48 Паттон 3, 50-x годов выпуска, стоявших на вооружении Израиля под собственным именем "Магах". Как видите, между летящим в лоб снарядом и экипажем нет ни мотора, ни дополнительных броневых перегородок, а только не очень толстая броня и боекомплект. Чтоб уж точно наверняка. По подсчетам итогов Войны Судного Дня, только 19% подбитых Паттонов подлежала восстановлению против 55% у Т-55, которые были главными противниками израильских M48. Потери израильских танкистов на этих танках были очень высокими.
Пушка тоже распилена, можно потрогать нарезы на стволе, раскручивающие снаряд в момент выстрела. Навес сделан так, чтоб по танку сверху никто не бегал и на голову любопытствующим не сверзился. Танк этот разрезанный посетителям очень нравится и не в последнюю очередь из-за наличия тут тени, столь редкой в здешних широтах летом :)
На заднем плане виден еще один атракцион - т.н. "прозрачный танк". О нем пару фоток ниже.
Вид на "Магах" с кормы. Очень познавательно. Пожалуй в открытом доступе больше разрезанных танков то я и не припомню (фото не моё, я это ракурс слажал).
"Прозрачный танк". Возможно не специально, но все прорехи в броне проделаны с западной стороны танка, если так можно сказать. :) 10 часов утра, а железо с освещаемой солнцем стороны уже ощутимо подпекает руки. Что ж это будет дальше-то?
"Прозрачный" двигательный отсек.
Трофейный советский Т-62. Египтяне бросали танки сотнями на Синае. Вспоминая именно это один мой дальний родственник, служивший тогда военным советником, скучнел и говорил - "Из араба солдат, как из говна пуля". Хороший танк, грех было не воспользоваться. Стоял на вооружении АОИ под именем "Тиран". Куда их дели потом я не знаю, скорее всего где-то на черный день припрятали, потому что информации, что из них наделали бронетранспортеров, как из Т-54 и Т-55 у меня нет.
Кадр из секретного фильма о самом современном израильском бронетранспортёре Намер, которые настолько секретны, что ихтамнет даже в армии, и даже собирают по большей части в Америке. А вот в Латруне онтаместь, правда люки задраены, а вооружение снято. Строят их на базе танка Меркава Mk.4 с моторами от Маркава Mk.3, вместимость 10 пехотинцев. Сверху дистанционно управляемая турель для пулеметов вплоть до калибра 12-мм. Так что это даже не транспортер, а боевая машина пехоты.
Бронетранспортер Намер с тыла. Люки есть у всех членов экипажа и пара-тройка в десантном отделении. Плюс вот такая аппарель, позволяющая десантировать пехоту в режиме "бегом" даже при движении БМП. Ну а чтоб спросить "Кто там?" и стрельнуть в ответ на неправильный ответ (пардон) есть окошечко с амбразурой. Ну а если хочется бахнуть из чего-нибудь покрупнее, то можно и дверку приоткрыть. Очень удобно и основательно. По периметру корпуса масса всевозможных рундуков и походных кладовых. Под ними бронирование, не уступающее в классе танковой на Меркава 4, плюс еще какая-то навороченная динамическая броня от концерна Рафаль, и что-то еще и еще, я всё не запомнил.
Добрались до конца первой части, выдыхайте.
По диагонали (смотри план-схему) территорию музея как бы пересекает Шалом (peace) Оливе Авеню. По простому - оливковая Аллея Мира, в реальности же это вот такая рекреационная зона отдыха (хоть и без мест для барбекю, что странно) ;)
На заднем плане маячит один из крытых павильончиков, где в тени можно неспешно порассматривать карты и схемы всех войн, которые вели соседи с государством Израиль.