Пока искала в интернете кое-какие фото дополнительно к своим
для рассказа о Милуокском "Солнечном Бризе" прочла много
интересного о Сантьяго Калатраве, архитекторе, который его
проектировал.
А поскольку детище Кaлатравы произвело большое впечатление
на всех, хочу показать вам и другие его работы, не менее
интересные и уникальные.
Сантьяго Калатрава, вероятно, самый известный испанский
архитектор после великого Антонио Гауди.
В основе его футуристических работ чаще всего видно заимст-
вование природных форм и процессов, поэтому творчество
Калатравы обычно причисляют к зарождающемуся архитек-
турному стилю "био-тек".
Сантьяго родился в 1951 году в Валенсии (Испания).
Учился в высшей школе архитектуры. Затем, в 1975 году,
поступил на архитектурный факультет Федерального института
технологии в Цюрихе (Швейцария), откуда выпустился с дипло-
мом инженера. Таким образом, Калатрава получил два образо-
вания: инженера и архитектора, что помогло ему в творчестве.
А кроме этого, Сантьяго - скульптор.
В 1981 году, в год своего тридцатилетия, Сантьяго Калатрава
открыл мастерскую, в которой работал в качестве архитектора
и инженера.
Вдохновение для творчества испанец черпал из работ знаменитого
французского архитектора Ле Корбюзье, создателя архитектуры
интернационального стиля. В 1989 архитектор открывает филиал
своей мастерской в Париже.
Секрет успеха Сантьяго Калатравы - в универсализме.
Будучи инженером и архитектором в одном лице, он способен
разрабатывать кажущиеся фантастическими конструкции, а
пластические штудии доводят формы до совершенства.
Ранний период творчества Калатравы был посвящён, в основном,
вокзалам и мостам.
Первым его проектом был ангар завода фирмы Jakem в Швейцарии.
За последующие тридцать лет талантливый архитектор не один раз
удивил мир своими фантастическими проектами.
Здесь самые известные из них.
Самым знаменитым творением его раннего творчества является
мост Аламильо в Севилье.
Поворотным моментом в карьере Сантьяго стала его телеком-
муникационная башня Монжуик в Барселоне, призванная быть
сердцем Летней Олимпиады 1992 года.
Увидев, что испанский архитектор “вытворяет” с обычной теле-
башней, многие страны захотели увидеть и у себя творения этого
безусловно талантливого человека с абсолютно новым взглядом
на привычные конструкции.
В 1997 году ещё в одном испанском городе - Бильбао - был
закончен новый пешеходный Белый мост Субисури,или, как его
ещё называют,Кампо Волантин, возведённый по проекту уже
снискавшего всемирную известность архитектора.
В 1998 году в районе Пуэрто-Мадеро аргентинского Буэнос-Айреса
появился удивительный пешеходный Мост Женщины, являющийся,
по сути, первой и пока единственной работой испанского архитектора
в Южной Америке.
В 2001 году в Музее Искусств Милуоки появился удивительный
Павильон Квадраччи, ставший первым творением Сантьяго
Калатравы в США.
В 2003 году через реку Лиффи в Дублине был перекинут небольшой,
но от этого не менее зрелищный мост Джеймса Джойса.
Ирландцам настолько понравилось творчество Калатравы, что было
принято решение заказать ему ещё один мост.
Таким образом, в 2009 году чуть ниже по течению реки Лиффи появился
мост Сэмюэла Беккета, совершенно иной по конструкции и предназ-
начению.
А также в 2003 году было окончено строительство Концертного
Зала Тенерифе, над которым Сантьяго Калатрава работал 6 лет.
В 2004 году Сантьяго отличился в Калифорнии (США), построив в
Черепашьей Бухте мост, являющийся, по совместительству,
самыми большими в мире солнечными часами!
Он так его и назвал -Sundial Bridge.Белая стрела моста Сандиал
протянулась через реку Сакраменто. Те, кто знаком с творчеством
Клатравы, наверняка узнали архитектора с первой же фотографии.
Об этом мосте немного подробнее.
Мост "Солнечные Часы" разработан исключительно для пешеход-
ного и велосипедного движения в южную часть Черепашьей Бухты,
где находится целый парковый комплекс с дендрариумом, садами
и музеями.
Единственная опора моста Сандиал направлена точно на север, а
сам мост признан самыми большими солнечными часами в мире
(хотя солнечные часы Тайбея больше - отбрасываемая гномоном
калифорнийского моста на прилежащую парковую территорию тень
гораздо длиннее).Острие тени перемещается примерно на треть
метра каждую минуту, так что её движение можно увидеть даже
невооружённым глазом.Окончательная стоимость проекта составила
$23,5 миллионa.
Мост Солнечные Часы сооружён по тому же принципу, что и другие
проекты Калатравы - Мост Аламильо в испанской Севилье и Мост
Женщины в Буэнос-Айресе - единственная опора моста под 42-
градусным наклоном поддерживает 213-градусный мост посредством
натянутых тросов.
Пол моста сделан из прозрачного стекла, привезённого из Квебека,
которое ночью подсвечивается и принимает аквамариновый оттенок.
В пасмурную погоду, когда солнца нет и часы "не работают", опора
моста может даже сливаться с небом, благодаря традиционной у
Калатравы белой окраске.
В 2005 году Калатрава закончил строительство своего первого
небоскрёба -Turning Torso в шведском портовом городке Мальмё -
вызвавшего у общественности восторг своей "кручёной" формой.
В основу проекта шведского небоскреба легла именно скульптура.
В 2008 году вход в Иерусалим украсил новый мост Калатравы, сразу
же прозванный за свою форму Арфой Давида и незамедлительно
ставший одним из символов этого древнего города.
В 2009 году Сантьяго Калатрава представил свою кинетическую
композицию в Израильском Технологическом институте.
Самой значимой работой архитектора, смешивающего биотек,
авангард и экспрессионизм, считается «Город искусств и наук»
в Валенсии - архитектурный комплекс из пяти сооружений на
осушенном дне реки Турия.
В него входят опера, планетарий, галерея, научный музей, в котором
школьники обязаны трогать руками все экспонаты, и океанографический
парк на открытом воздухе.
Последним законченным творением испанского архитектора стало
новое здание вокзала Льеж-Гийемен в Бельгии, поразившее лёгкостью
своих форм даже самых заядлых критиков современности.
В настоящее время Калатрава проектирует будущий вокзал - Центр
Транспортировки Всемирного Торгового Центра - в восстановленном
Всемирном Торговом Центре в Нью-Йорке.
А также сейчас, в связи с кризисом, приостановлено строитель-
ство объекта, который должен был стать жемчужиной творчества
испанца - небоскрёба Чикаго Спэйр (Chicago Spire) Сверло, став-
шего бы самым удивительным и красивым зданием "города небо-
скрёбов".
А вот как башня выглядела бы снизу…
Кроме вышеперечисленных проектов, Сантьяго Калатрава
построил офисный комплекс Brookfield Place в канадском Торонто;
возвёл павильон Кувейта на Всемирной Выставке в Севилье 1992
года; занимался разработкой вокзала и ремоделированием универ-
ситетской библиотеки в швейцарском Цюрихе;
отреставрировал в 1992-1995 годах центральный пролёт берлинского
моста Обербаумбрюкке; спроектировал одну из станций Лиссабонского
метрополитена в 1998 году; открыл XXI век строительством нового
терминала аэропорта Бильбао в Испании;
перестроил в 2004 году Олимпийский Спорткомплекс в Афинах
для проведения Олимпиады.
Каждое его творение отличалось чем-то от предыдущих, в каждом
была своя изюминка, и это далеко не полный список его гениальных
проектов.
По словам художника, источником вдохновения для него служат
только человек и природа. Поэтому все его инженерные сооружения
воплощают собой идею антиконструктивизма - по пропорциям соот-
ветствуют человеческому телу и не пытаются своими размерами и
масштабностью подавить личность, вызывая, напротив, чувство
гармонии и единения с природой.
В прошлом году в Эрмитаже Сант Петeрбургa прошла
Выставка Сантьяго Калатравы "В поисках движения".
На экспозиции было представлено около 150 архитектурных
макетов и проектов, некоторые из которых оживали
после нажатия кнопки, а также скульптура и рисунки.
Когда на открытии выставки архитектора спросили: не будет ли
он работать над одним из своих новых фантастических проектов
в Сант Петербурге, Калатрава сказал, что побоялся бы вторгаться
собственной архитектурой в сбалансированное веками простран-
ство Петербурга. Единственное, что он может, это с удовольст-
вием оставить после закрытия выставки несколько экспонатов в
дар Эрмитажу.